Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Песков заявил о неспособности помощи США Киеву повлиять на ситуацию на фронте
Мир
Посольство РФ заявило об отсутствии данных о задержании россиян в Германии
Общество
Песков назвал Путина требовательным к представителям власти
Мир
Пашинян указал на необходимость делимитации границ Армении с Азербайджаном
Мир
Страны G7 рассказали о планах на замороженные активы России
Общество
В Тюменской области ограничили движение по дороге в Казахстан из-за паводка
Общество
Собянин представил стратегию развития столичного здравоохранения до 2030 года
Происшествия
ВСУ снова атаковали тренажерный центр Запорожской АЭС
Мир
Захарова заявила об отсутствии реакции ВОЗ на удары ВСУ по врачам и больницам РФ
Экономика
ФАС напомнила продавцам куриных яиц о запрете на необоснованное повышение цен
Мир
Генпрокуратура ФРГ подтвердила аресты подозреваемых в шпионаже в пользу РФ
Мир
МИД РФ указал на безразличие Запада к планам Киева атаковать Крымский мост
Мир
Захарова заявила об уничтожении прав украинцев новым законом о мобилизации
Мир
Google уволил 28 сотрудников после их антиизраильской забастовки
Мир
В раде указали на возможность мобилизации до 10 тыс. осужденных украинцев
Общество
В Оренбургской области за сутки освободились от воды более 870 домов
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Отец-основатель панк-рока Игги Поп скоро получит давно заслуженный «Грэмми» за значительный вклад в индустрию звукозаписи. Его биография, написанная британским журналистом Полом Трынкой в 2007-м и только что вышедшая на русском, наводит на мысль об альтернативных вариантах судьбы легендарного музыканта, чья жизнь вполне могла бы повернуться совсем иначе. Даже так, что в свои 73 он получал бы почетные награды в совсем других сферах жизни, не таких легкомысленных, как шоу-бизнес, — например, Нобелевскую премию мира как самый мудрый и дальновидный президент США. Критик Лидия Маслова изучила жизнеописание Джеймса Остерберга, более известного как Игги Поп, — и представляет книгу недели специально для «Известий».

Пол Трынка

Игги Поп. Вскройся в кровь

Москва: Издательство АСТ: Кладезь, 2020. — 416 с. [пер. с англ. А. Герасимовой и А. Бессонова]

О совершенно реальных возможностях политической карьеры речь идет в главах, рассказывающих о детстве и отрочестве героя. Более увлекательных, чем умиротворяющие заключительные главы, в которых неукротимый дедушка панка, остепенившись, уже покоится на лаврах. Прослеживая диалектику разрушения, ежесекундно грозящего вот-вот погубить Игги, но в последний момент чудом оборачивающегося созиданием и креативом, Пол Трынка завершает свой байопик на благостной ноте: мол, «мог бы пропасть — ан нет, не пропал». При этом книга построена по законам сериальной драматургии, когда в начало выносится один из самых жестких флешбэков, настраивающих читателя-зрителя на тревожный лад.

Речь идет о скандальном и злополучном выступлении группы The Stooges в Michigan Palace, «облупленном, мрачном кинотеатре двадцатых годов в центре Детройта», прошедшем морозной ночью 9 февраля 1974 года и отмеченном редким накалом интерактивности между исполнителем и аудиторией. На записи концерта, легшей в основу альбома Metallic K.O., слышен стук прилетающих на сцену бутылок и другого реквизита, который швыряла в Игги возмущенная аудитория.

Презентация фильма режиссера Джима Джармуша «Gimme Danger. История Игги и The Stooges» на Каннском кинофестивале

Фото: REUTERS/Yves Herman

По мере дальнейшего чтения, однако, становится понятно, что, разбиваясь в кровь при встрече с благодарными (или не очень) зрителями, такой артист, как Игги Поп, изобретатель «стейдж-дайвинга», чувствует себя в своей стихии и скорее расстроился бы, если бы никаких эксцессов не происходило. Тем удивительнее читать, что в школе университетского города Анн-Арбор юный Джим Остерберг (таково настоящее имя героя, если кто не знает) был вовсе не хулиганом, двоечником и трудным подростком, как многие рок-идолы, а наоборот, чистеньким активистом, который в СССР стал бы как минимум секретарем райкома комсомола.

В Америке аналогом комсомольской организации, поощряющим маленьких карьеристов, выступала в то время программа американского легиона «Государство мальчишек», где участники играли в выборы в миниатюре. Она стала, в частности, трамплином для политической карьеры Билла Клинтона, приезжавшего на ее летние сборы за год до Джима Остерберга. Сам же будущий панк-герой в 1963-м чуть не стал потешным губернатором, легко обходя конкурентов и демонстрируя необходимую для политика способность обаять каждого и понимание, что надо делать, чтобы люди потянулись за ним:

Автор цитаты

«Учителя считали синеглазого мальчишку «славным», при этом его стремление к первенству во всем (собственно, амбициозность, если такое слово уместно в столь юном возрасте) не вредило естественному обаянию»

К политическим игрищам Джим охладел, потому что увлекся рок-музыкой, как пишет Пол Трынка, немного недоговаривающий, что для политики Игги Поп был, пожалуй, слишком хитер. По описаниям этого хамелеона, проявляющего чудеса изворотливости, предприимчивости, находчивости, гибкости и умения добиваться своего, даже будучи постоянно под действием чего-нибудь эдакого, можно предположить, что президент из него получился бы получше многих. Другое дело, что юный Джим Остерберг с присущей ему проницательностью мгновенно просек, почему ему не подойдет скованная жизнь главного американца, которая может показаться завидной только самому наивному плебсу.

Главный прием, на котором строит жизнеописание героя автор книги, — раздвоение личности Джеймса Остерберга, чьи отношения с проросшим изнутри него, как мистер Хайд, Игги Попом были непростыми и саморазрушительными, но, как теперь уже можно уверенно констатировать, весьма продуктивными. «Через все физические и ментальные разрушения, катастрофы и отказы, десятилетие за десятилетием, Игги Попа пронес и благополучно вытащил его создатель, Джим Остерберг», пишет Трынка, задающийся в начале книги риторическим вопросом: «Каким образом один и тот же музыкант мог быть столь почитаем и столь гоним? Как мог один и тот же человек быть так умен и так глуп?»

Отдельным украшением русского издания книги стали веселые комментарии переводчиков, составленные, как они пишут, просто «для нашего и вашего удовольствия». Иногда они ловко дополняют авторский взгляд и объясняют факторы формирования такой необыкновенной личности, как Игги Поп. Объяснения местами лихо балансируют на грани дозволенного — у кого-то, не исключено, рука сразу потянется сообщить во все известные в нашей части галактики учреждения со словом «надзор» в названии. Так что просто из сочувствия трудно становится пенять переводчикам за мелкие несовершенства — такие, например, как слишком часто встречающееся слово «амбиции» и его производные, имеющие в русском обиходе немного неприятный суетливый оттенок.

В конце концов, для такого чуда в перьях, каким сызмальства был Игги Поп, эпитет «амбициозный», украшающий резюме каждого порядочного офис-менеджера, просто мелковат и не передает всей прелести и внутренней сути персонажа. Амбиции бывают у тех, кто «стремится чего-то достичь», скажем, звездного статуса, а Джеймс Остерберг никогда ни к чему не стремился. Ощущение собственной звездности обтягивало его с самого рождения так же естественно, как нарядная шкура давшей ему прозвище игуаны.

Прямой эфир