Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Еврокомиссия не намерена обсуждать с Орбаном итоги визитов в РФ и Китай
Мир
Глава МВД Финляндии назвала условие для открытия границы с Россией
Мир
Президент Чехии назвал вариантом успеха Киева лишь сохранение текущих территорий
Общество
В Росавиации сообщили, что разбившийся SSJ-100 летел по утвержденному плану
Мир
США заморозили оказание помощи Грузии
Мир
Греция отказалась признавать свою ответственность за удары по Севастополю
Мир
Трамп пригласил Байдена вместе пройти когнитивный тест
Мир
Советник премьер-министра Израиля назвал условие заключения сделки с ХАМАС
Общество
Правоохранители проводят проверку в ОАК после крушения SSJ-100
Мир
Американский беспилотник MQ-9 Reaper опасно приблизился к самолету ВКС РФ в Сирии
Мир
Эрдоган рассказал о переговорах с Путиным и Зеленским о зерновом коридоре
Спорт
Женская сборная РФ по футболу проиграла соперницам из КНДР в товарищеском матче
Армия
Расчет РСЗО «Ураган» сбил вражеские дроны и помог штурмовикам взять новые рубежи
Наука и техника
SpaceX не смогла вывести на орбиту спутники Starlink из-за сбоя
Культура
Пореченков объяснил, почему VIII Фестиваль нового российского кино посвящен сказкам
Экономика
Путин подписал закон об изменении федерального бюджета на 2024 год
Общество
Фигурист Костомаров представил новый номер на ледовом шоу в «Сириусе»

И все за одного: «Солисты Москвы» сыграли Баха с Башметом и без

В зале «Зарядье» за один вечер прозвучали шесть Бранденбургских концертов
0
Фото: Яна Иксанова/пресс-служба РКА
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Шесть концертов в одном — таким рекламным слоганом можно было бы охарактеризовать выступление «Солистов Москвы» в зале «Зарядье» в рамках Зимнего фестиваля искусств Юрия Башмета. Вопреки своему стремлению к максимально пестрым программам и неожиданным стилистическим сопоставлениям худрук и главный дирижер коллектива ограничился в этот вечер произведениями одного композитора и одного жанра. В двух отделениях прозвучали все Бранденбургские концерты Иоганна Себастьяна Баха.

Цикл был сочинен композитором, предположительно, в конце 1710-х и преподнесен в дар маркграфу Бранденбург-Шведта в 1721 году. Тот, впрочем, на подношение не отреагировал, и только через век после его смерти рукопись была обнаружена в библиотеке правителя и опубликована. Сегодня же эти шесть произведений считаются едва ли не главными шедеврами светской барочной музыки. Исполняют и записывают их регулярно, но — разница между интерпретациями огромна.

Бранденбургские концерты можно играть на аутентичных (исторических) инструментах и на современных, ансамблем (по одному музыканту на партию) и полноценным оркестром... Юрий Башмет предпочел в «Зарядье» и компромиссный вариант: состав — максимально компактный, но инструментарий — не «музейный». В частности, вместо двух корно да качча у солистов в Первом концерте были привычные валторны, а вместо виол да гамба — виолончели. Но блок-флейты во Втором и Четвертом концертах — остались, хотя нередко их заменяют обычными.

Сам маэстро ограничился функцией дирижера. Хотя в программе было заявлено и его солирование на альте — в Шестом концерте, Юрий Абрамович передоверил это дело Андрею Усову из «Солистов Москвы» и вовсе вышел со сцены — ансамбль играл без лидера. Впрочем, уровень коллектива таков, что подобная ситуация для него не проблема.

Вообще поведение народного артиста СССР в этот вечер отличалось скромностью: ни спонтанных конферансов, столь любимых поклонниками, ни даже собственного биса (решено было ограничиться основной программой). Да и дирижировал он в плотном кольце музыкантов — из партера его почти не было видно за клавесином.

Вероятно, отчасти это сознательное решение: дать возможность блеснуть коллегам и не оттягивать внимание на себя. Ведь в концертах Баха хватает выразительных соло, каждый может проявить индивидуальность. «Солисты» и солисты не упустили шанс. Так, например, после блестящей развернутой каденции Александры Кореневой (клавесин) в Пятом концерте публика чуть было не грянула овацией — вопреки настоятельным предупреждениям незримого конферансье не аплодировать до конца произведения.

Заметим, однако, что если в Пятом и Шестом концертах доминирование клавесина было логично, поскольку там он один из солирующих инструментов, то в других произведениях хотелось чуть приглушить его звучание. Вероятно, это следствие расположения клавесина — ближе всего к партеру. С другой стороны, у зрителей, сидевших на балконе позади сцены, ощущения нарушенного баланса могло и не быть.

Еще один спорный момент — решение главной интерпретаторской проблемы Третьего концерта. В нем три части, но вторую — Adagio — Бах, видимо, не написал, оставил пространство для импровизации. В автографе стоит только один такт с двумя аккордами. Поэтому одни исполнители досочиняют свой материал, другие — растягивают с помощью пышных переливов эти две гармонии на полминуты... «Солисты Москвы» представили здесь сладостно-красивый дуэт скрипки и клавесина, но стилистически он выглядел чужеродным.

И всё же общее впечатление от вечера — самое позитивное. Маэстро и его прославленный коллектив никогда не гнались за модой на историзм, но играли и продолжают играть Баха аутентично по духу: камерным составом с благородным звучанием — сдержанным, но не безликим. И именно в таких концертах ярко проявляется индивидуальность всех «Солистов Москвы» и вместе с тем их исключительная слаженность, сохраняющаяся даже тогда, когда дирижер оставляет своих подопечных на сцене одних.

Прямой эфир