Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Дело молодое: юношеский симфонический оркестр отправился в регионы

Турне коллектива Юрия Башмета охватывает десять городов России
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Всероссийский юношеский симфонический оркестр под управлением Юрия Башмета открыл новый сезон большим гастрольным туром по городам страны. Концерты коллектива, объединившего более 100 исполнителей со всех уголков России, уже прошли в Костроме, Вологде, Угличе, Ярославле, Туле и Калуге. В ближайшие дни музыканты выступят в Нижнем Новгороде, Перми, Екатеринбурге и завершат серию вечеров в Москве.

Основатель и худрук оркестра уверен: подобные гастроли полезны и молодым музыкантам (возраст участников коллектива — от 10 и до 22), и ему самому.

— Работать с ребятами — потрясающее удовольствие. Артисты, многие из которых впервые оказались в оркестре, вдохновляют своей энергией и искренностью, — поделился Юрий Башмет с «Известиями». — Важно воспитывать в молодых дарованиях выносливость и уважение по отношению друг к другу. Для каждого исполнителя это хорошая школа музыки и школа жизни.

Несмотря на возраст, коллектив успел обзавестись эксклюзивным репертуаром. Открывшее концерты в Тульской и Калужской филармонии «Путешествие по оркестру» на тему 24-го каприса Никколо Паганини московский композитор Кузьма Бодров создал специально для подопечных Башмета. Оркестр в этом сочинении смело можно назвать ансамблем: умело сочетая туттийную мощь и рельеф солирующих тембров, автор дает высказаться каждому его участнику. А зрителю — насладиться галереей исторических реминисценций.

— В «Путешествии…» я стремился не только продемонстрировать различные инструменты, но и создать своеобразный путеводитель по оркестровым стилям классической музыки. Тема каприса, избранная мною в качестве основной, служит строительным материалом для вариаций, написанных и оркестрованных в манере барокко, венского классицизма, романтизма и ХХ столетия, — отметил в беседе с «Известиями» композитор.

Диапазон погружения в музыкальное прошлое поистине обширен: от жанрово-стилевых аллюзий, вроде строгого барочного фугато, классицистской стройности метроритма, романтических интонаций томления и отвечающей за ХХ век многоуровневой сонорной ткани, до конкретных цитат. В тему Паганини вплетаются Ария из оркестровой сюиты № 3 Иоганна Себастьяна Баха, роковые аккорды интродукции к «Дон Жуану» Вольфганга Амадея Моцарта, его же увертюра к «Волшебной флейте»...

Если в «Путешествии…» оркестр, ввиду авторской задумки, выглядел как ансамбль индивидуальностей, то в Пятой симфонии Дмитрия Шостаковича коллектив под руководством Юрия Башмета перевоплотился в единый инструмент. Артисты трактовали опус с амбивалентным содержанием («радость из-под палки», по выражению автора) с присущей молодости экзальтированностью и драматической экспрессией. Благодаря этому завуалированная композитором звукоизобразительность переросла в театральность.

Между оркестровыми полотнами музыканты выступили в качестве солистов, удивив неожиданными прочтениями шедевров. Александра Зверева, играющая в коллективе со дня его основания, превратила предсмертную арию Ленского (номер из «Евгения Онегина» Петра Чайковского прозвучал в обработке Дениса Бурякова для флейты) в меланхолическую элегию. Рута Вайкуте и Евгения Евдокимова, напротив, наполнили юмористический финал Концерта для флейты и арфы Моцарта сдержанной патетикой. Снежана Пащенко и Зиновия Нестеренко, исполнившие «Цыганку» Мориса Равеля и «Вальс-скерцо» Чайковского, сосредоточились на виртуозной стороне сочинений.

Услышать гастрольную программу молодых артистов смогут не только в регионах, но и в столице: лучшие номера прозвучат на торжественном гала-концерте оркестра в «Зарядье».

Читайте также
Прямой эфир