Бойцы слышимого фронта: звезды сыграли в честь звукорежиссеров
Народный артист СССР Юрий Башмет и 11-летний пианист-вундеркинд сыграли для звукорежиссеров. Гала-концерт международной премии за лучшую аудиозапись классической музыки «Чистый звук», состоявшийся в «Новой опере», продемонстрировал: каких-либо жанровых или стилистических предрассудков больше нет ни на концертной эстраде, ни в CD-индустрии.
Двухчасовой вечер был построен по простой схеме: оглашение имен победителей в восьми номинациях чередовалось с живыми выступлениями ведущих артистов разных поколений, от совсем юных до признанных мэтров. Причем, один из них — Александр Гиндин — сам оказался в числе лауреатов.
— Мы готовили это событие два года, — отметил во вступительной речи Александр Клевицкий, композитор, гендиректор Российского музыкального союза, организовавшего премию. И напомнил зрителям, что это первая в нашей стране попытка отметить труд не только композиторов, исполнителей и звукорежиссеров по отдельности, но их совместные достижения в области академической музыки. Соответственно, и оценивались они как единое целое — если, например, интерпретация была прекрасной, а постпродакшен — не очень, запись теряла очки.
В свою очередь, ректор Московской консерватории и член жюри премии Александр Соколов, вручая одну из наград, подчеркнул, что работа звукорежиссеров — это тоже искусство, недаром для них была введена аспирантура.
В главном музыкальном вузе страны, активно выступающем и в качестве издателя дисков, важность казалось бы незаметной профессии действительно никому не надо объяснять. Результат тому — двойная победа консерватории в номинации «Издание архивной аудиозаписи»: первое место присудили диску «Сергей Прокофьев. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром», а второе — записи «Петрушки» Стравинского. Учитывая, что третьего места здесь не было, получилось, что консерватория соревновалась в финале сама с собой. К слову, это был не единственный ее приз.
Еще одним фаворитом оказался независимый издатель Сергей Красин, ушедший аж с четырьмя наградами. Его лейбл специализируется на современной авангардной музыке. И в этом плане успех выглядит символичным: отметив CD-релиз оперы Владимира Раннева «Проза», поставленной в «Электротеатре «Станиславский», жюри продемонстрировало, что открыто к экспериментальным произведениям.
В программе самого концерта таких радикальных вещей не было, но более традиционная современная музыка всё же звучала. В первую очередь, стоит выделить «Авгурии» («Предсказание по полету птиц») молодого композитора Григория Зайцева. Здесь публика смогла насладиться звучанием цимбал: под палочками Дмитрия Колотило этот экзотический струнно-ударный инструмент звучал загадочно и виртуозно, образуя выразительный и немного эксцентричный дуэт с фортепиано (Мария Абаева).
Главными героями вечера стали вокальный асамбль Intrada с «Любовью святой» Свиридова и дуэт Бориса Андрианова (виолончель) с Александром Гиндиным (фортепиано), чья ироничная интерпретация пьесы «В подражание Альбенису» Щедрина разрядила пафосно-серьезную атмосферу. А вот во Втором концерте Рахманинова Гиндин допустил некоторое количество грязных нот.
Впрочем, позитивных сюрпризов было куда больше. Один из них — выход Юрия Башмета в «альтовом» амплуа: во время исполнения «Ноктюрна» Чайковского квинтет из «Солистов Москвы» сидел полукругом и Башмет был в глубине его, но выразительное звучание альта явно доминировало над ансамблем.
Приятной неожиданностью стал и номер 11-летнего ученика Гнесинской школы Ивана Чепкина: виртуозная пьеса «Полишинель» Рахманинова прозвучала у него практически безупречно с технической точки зрения. И хотя порой казалось, что у мальчика не хватает чисто физических сил подчеркнуть яркие контрасты сочинения, хрупкость ребенка оказалась только на пользу общему впечатлению и наполнила образ народного персонажа трогательной уязвимостью.
Премия «Чистый звук» будет вручаться раз в два года, и не исключено, что в 2021 году Ваня Чепкин поднимется на сцену уже как лауреат — нынешний список финалистов продемонстрировал, что российская звукозаписывающая индустрия как никогда открыта к новым именам и экспериментам. Впрочем, кое-что остается всё же неизменным: скромность и непубличность звукорежиссеров. Почти все награды получали на сцене исполнители и издатели релизов. Видимо, мастера аудиопультов и микрофонов предпочитают, чтобы их слышали, а не видели.