Аки посуху: Турция собирается создать альтернативу Босфорскому проливу
В Турции всё сильнее разгораются споры вокруг мегапроекта, о котором объявил президент Реджеп Тайип Эрдоган. Он захотел построить канал «Стамбул» — искусственную альтернативу Босфору, который должен не только разгрузить пролив, но и ежегодно приносить в казну до $5 млрд. Строительство еще не началось, однако местные жители уже выразили недовольство. Результаты недавнего опроса общественного мнения показали, что против выступают большинство жителей Стамбула. Мэр города и экологи также не поддерживают строительство, которое должно обойтись бюджету в десятки миллиардов долларов. Каковы риски для России и стоит ли ожидать кораблей НАТО в Черном море, разбирались «Известия».
Город против
«Около 1,2 млн сооружений в Стамбуле под угрозой, в случае сильного землетрясения в городе около 50 тыс. из них будут разрушены до основания. Необходимо вместе с правительством изучить этот вопрос и провести работы по укреплению этих зданий. Стамбул должен быть готов к сильному землетрясению, а не тратить миллиарды долларов на создание искусственного водоема» — с таким заявлением выступил мэр Экрем Имамоглу, один из яростных противников строительства канала «Стамбул». Градоначальник не скупится на громкие эпитеты, называя будущее строительство «предательством Стамбула» и «проектом убийства», заявляя, что «16 млн (население города составляет 16 млн. — Прим. ред.) будут сопротивляться».
По его словам, в случае появления искусственной альтернативы Босфору 8 млн человек «окажутся в ловушке на острове», в зоне, наиболее подверженной землетрясениям. С ним согласны экологи, считающие, что будущий канал может повысить уровень сейсмической опасности в Стамбуле.
В Агентстве по борьбе со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями утверждают, что нет никакой связи между строительством канала и риском новых землетрясений. Однако эти слова едва ли убедили большинство жителей города.
Как показали результаты опроса, проведенного турецким центром по изучению общественного мнения Artıbir, 72,4% стамбульцев выступают против строительства канала «Стамбул», но 21,1% поддерживают этот проект.
Оппозиция не раз заявляла, что главная цель проекта — заработать большие деньги на продаже земли и постройке недвижимости. На берегу канала планируют возвести современные жилые комплексы и построить новый порт. Недвижимость, расположенная в районе будущей стройки, уже сильно выросла в цене.
Босфор номер два
Строительство канала длиной 43 км, глубиной около 25 м и шириной порядка 400 м планируют завершить к 2023 году — столетию Турецкой Республики. По плану президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, это позволит увеличить транспортный поток между Черным и Мраморным морями, а также уменьшить движение нефтяных танкеров через Босфор.
«Стамбул и [турецкий город-порт] Чанаккале едва справляются с судоходством. Ежегодно через пролив Босфор могут проходить 25 тыс. танкеров, однако их число достигает 40 тыс. Это создает серьезную угрозу безопасности. Учитывая экономический рост азиатских стран, еще больше кораблей из Азии будут направляться в Восточную и Северную Европу по Черному морю. В следующие десять лет число танкеров, которые захотят пройти по Босфору, достигнет 70 тыс. в год», — заявляет турецкий министр транспорта и инфраструктуры Мехмет Джахит Турхан.
Над строительством дублера Босфора задумывался еще султан Сулейман Великолепный в XVI веке. Он даже поручил одному из придворных архитекторов заняться этим проектом. Впрочем, претворить эту идею в жизнь не удалось — не было ресурсов.
Другие турецкие правители также возвращались к этой идее, однако дальше слов дело не шло. Партия справедливости и развития, придя к власти, стала изучать перспективы этого проекта. В 2011 году Эрдоган на предвыборном митинге заявил, что намерен «связать Мраморное море с Черным еще одним каналом». По словам турецкого лидера, «Стамбул» — самый крупный проект в истории страны, «имеющий стратегическое значение для государства».
Однако проект пробуксовывал, а начало строительства постоянно переносили. Окончательный план будущего канала представили в конце 2017 года. Искусственный водоем собираются прорыть на западе города, сам Стамбул в результате будет поделен на три района, а исторический и деловой центры и вовсе превратятся в остров.
Мегапроект уже получил одобрение министерства экологии и градостроительства. По словам главы ведомства Мурата Курума, в ходе подготовки доклада на заседаниях присутствовали экологи, представители НПО и ученые.
Интерес к строительству уже проявили китайские бизнесмены, а также представители Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Участки земли под застройку вдоль будущего канала уже продали инвесторам из арабских стран, в частности членам королевских семей. «Разве это запрещено? Если бы какие-нибудь Ханс и Джордж были на их месте, то никаких проблем бы ни у кого не возникло», — отбивался Эрдоган от нападок со стороны стамбульского мэра.
«Либо канал, либо Стамбул»
Против строительства выступают, в частности, экологи, представители оппозиции и либералы. Они считают, что новый водоем может нарушить экологический баланс в регионе, а также привести к повышению сероводорода в Мраморном море. Это может привести к гибели отдельных видов морских животных, а также обернуться неприятным запахом для жителей Стамбула.
«Если канал все-таки построят, то Мраморное море превратится в мертвое море» — к такому выводу пришли турецкие ученые, опубликовавшие доклад «Либо канал, либо Стамбул». С ними согласен эксперт по вопросам экологии Доганай Толунай из Университета Стамбула. «Этот проект окажет негативное влияние на природу в регионе. На севере города находятся сотни видов растений и животных. Вмешательство в экосистему может привести к серьезным последствиям. Рыбаки и фермеры должны будут покинуть регион Черного моря».
Считается, что пострадать могут даже реки, впадающие в Черное море, — Днестр, Дунай и Днепр, а также могут сократиться источники пресной воды. Водохранилище Сазлыдере, обеспечивающее водой многие районы страны, лежит как раз на пути будущего канала.
Турецкие власти, в свою очередь, утверждают, что новый водоем, наоборот, поможет предотвратить экологическую катастрофу. Учитывая плотный грузовой поток на Босфоре, там не редкость аварии, в результате которых происходит разлив нефти.
Эрдоган также стремится показать турецкому народу, что он не отстает от отца-основателя республики Мустафы Кемаля Ататюрка и способен подарить народу грандиозные проекты, которые могут обеспечить тысячи рабочих мест и поднять экономику страны.
Новый канал и правда может приносить большие деньги в бюджет государства. В частности, взимать плату за проход кораблей. С 1936 года Турция по конвенции Монтрё обязалась бесплатно пускать суда через свои проливы Босфор и Дарданеллы. Однако старые правила не будут распространяться на новый проект — проход по каналу «Стамбул» будет платным.
Черное море для кораблей НАТО?
Тем временем журналисты оппозиционного издания Cumhuriyet опасаются, что канал «Стамбул» откроет путь в Черное море для военных кораблей НАТО. В статье, вышедшей в конце декабря прошлого года, они утверждают, что «одна из важнейших целей США — обосноваться в Черном море, а препятствует этому конвенция Монтрё 1936 года».
Этот документ ограничивает нахождение в Черном море военных кораблей нерегиональных государств по тоннажу (до 45 тыс. т) и сроку пребывания (не более трех недель). Этим соглашением Турция и Советский Союз фактически закрыли Черное море для западных государств.
После распада СССР Вашингтон продолжил пытаться осуществить свой план по размещению в Черном море. В 2004 году Румыния и Болгария стали членами Североатлантического альянса, с тех пор США наращивают военную мощь в этих государствах.
«Обход конвенции Монтрё — это возможность, которую Вашингтон давно искал и не мог найти. За прошедшие годы США не смогли добиться изменения некоторых положений конвенции в своих интересах, а с помощью канала «Стамбул» они получат шанс и вовсе избавиться от этого документа», — сообщает издание.
Тюркологи призывают быть не столь категоричными, считая, что создание искусственного канала было бы выгодно всем черноморским державам, включая Россию. Это дало бы возможность больше экспортировать товары по морю. В первую очередь речь идет о нефти, которую часто перевозят по морю. Корабли, проходящие по Босфору, сталкиваются с определенными ограничениями. На канале «Стамбул» они будут сняты.
— Строительство канала «Стамбул» — очень серьезная вещь. Пока нет искусственного пролива, параллельного Дарданеллам, говорить об опасности для конвенции Монтрё не приходится. Однако сейчас кулуарно обсуждается возможное строительство канала, параллельного проливу Дарданеллы. Вот тогда можно будет говорить о проблемах с конвенцией Монтрё, особенно с учетом обмеления Босфора и сокращения по нему судоходства. Если Босфор обмелеет или возникнут какие-либо проблемы с проходом через него, то тогда конвенция Монтрё может отмереть сама собой. Ее никто не будет отменять, турки достаточно мудры, чтобы не отменять ее. И тогда будут действовать те правила, которые установят турецкие власти в отношении искусственных каналов. В этой связи очень важно понять, что это может быть как угроза для интересов России, так и, наоборот, достаточно большой позитив. Всё будет зависеть от наших действий и взаимодействий с турецкой стороной в отношении этих каналов, — рассказал «Известиям» старший научный сотрудник ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова, доцент Дипломатической академии МИД России Владимир Аватков.
По мнению политолога, России нужно понимать последствия, перспективы и возможности своего участия в этом проекте. Для самой Турции возведение канала «Стамбул» важно даже не столько с экономической, сколько с геополитической точки зрения. За счет него Анкара стремится перейти из разряда региональных в статус мировых держав, поэтому, несмотря на сопротивление со стороны стамбульцев, канал непременно будет построен, обещают представители правящей Партии справедливости и развития. На столь масштабное строительство не распространяются решения городской администрации, это национальный проект. «Хотят они этого или нет, но канал «Стамбул» будет построен», — обычно говорит по этому поводу Эрдоган.