Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Мастера своего села: колледжи переформатируют под нужды регионов

Эта мера позволит затормозить отток населения из малых городов, считают в Минпросвещения
0
Фото: РИА Новости/Павел Львов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Российские колледжи уже со следующего года может ждать переформатирование. Министерство просвещения планирует разработать концепцию создания на их основе многофункциональных учреждений среднего профессионального образования (СПО). Предполагается, что они будут разделены на несколько видов в зависимости от потребностей конкретного региона. В ведомстве считают, что это позволит замедлить отток населения в более развитые города и агломерации.

Одной из главных тем послания Владимира Путина Федеральному собранию стало развитие человеческого капитала в регионах. Теперь управленцам на местах предстоит обеспечение беспрецедентных мер социальной поддержки. Глава государства поставил четкую задачу по экономическому развитию регионов — в частности, обеспечить ежегодный рост объема инвестиций на 5%. Также в субъектах необходимо заняться развитием учебных заведений и укреплением исследовательской инфраструктуры. Молодые люди должны иметь возможность получать современные знания, чтобы начать успешную карьеру, не покидая малую родину.

По трем моделям

В 2019 году Минпросвещения был проведен анализ эффективных практик по вопросам развития многофункциональных образовательных организаций и разработаны критерии. На данный момент определено три модели таких колледжей: комплексная, распределенная и ресурсно-отраслевая.

Особенность комплексной модели — реализация широкого спектра профилей образовательных программ, охватывающих большинство востребованных в регионе профессий. Фактически в одном учебном заведении можно получить образование по интересующей профессии, вне зависимости от направления.

Распределительная модель предполагает привлечение сторонних ресурсов других организаций и компаний по необходимому направлению для региона или городского образования. Существенной отличительной чертой такого подхода является развитая сеть партнерских отношений с другими колледжами.

Ресурсно-отраслевая модель ориентирована на подготовку кадров для крупного работодателя или каких-то градообразующих предприятий. Подобная схема очень распространена среди вузов, когда компании под заказ готовят необходимых им специалистов по договоренности с институтом. В данном случае работодатель гарантирует рабочее место по окончании обучения.

Концепция будет подготовлена летом этого года. После обсуждения с экспертным сообществом рекомендации направят в органы исполнительной власти, которые отвечают за развитие среднего профессионального образования.

— Для каждой из территорий характерны свои методы взаимодействия с работодателями. Среди них — применение инструментов опережающей подготовки кадров, развитие предпринимательской грамотности, цифровизация учреждений и другие. В совокупности эти направления позволят замедлить отток населения из мест проживания в территории, которые имеют более развитую инфраструктуру СПО, — пояснили «Известиям» в пресс-службе Минпросвещения.

Быть на связи

Необходимость изменений связана с реализацией нацпроекта «Образование», в который включен федеральный проект «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)». Особое внимание, с учетом положений Стратегии пространственного и устойчивого развития сельских территорий на период до 2030 года, будет уделено деятельности колледжей, расположенных в моногородах, малых городах и в сельской местности.

— Основная задача современного профессионального образования — обеспечить доступность для всех граждан, в том числе детей и взрослых, всех видов образовательных ресурсов по приоритетным для субъекта и новым компетенциям, — добавили в пресс-службе Минпросвещения.

Руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина поддерживает инициативу ведомства.

— Выделение разных кластеров колледжей в регионах необходимо. Уже два года мы видим растущую динамику выбора среднего профессионального образования среди семей — престиж и число учебных программ заметно повысились. Ребята после 9–11 классов идут получать современную профессию, — отметила она. — Очень правильное решение — выделить профильные колледжи, которые смогут иметь тесные связи с предприятиями, проводить практику и приглашать для занятий специалистов из реального сектора.

При этом эксперт считает, что абсолютно все колледжи в стране поднять на более высокий уровень не получится — часть из них останется «заточенной» под потребности конкретного региона.

Современная система СПО включает в себя более 3,6 тыс. образовательных организаций, в том числе 3289 колледжей и техникумов, а также 342 вузов, реализующих программы профобразования.

Прямой эфир

Загрузка...