Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Хай-чек: средняя цена лекарств в России за год выросла на 7%

Граждане тратят больше денег на медикаменты из-за того, что изменилась структура спроса
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Россияне стали тратить больше денег на лекарства, зафиксировали аналитики. В октябре средняя цена проданного препарата выросла на 6,9% относительно того же месяца прошлого года, впервые превысив 200 рублей. Это следует из информации DSM Group, с которой ознакомились «Известия». Такой эффект дало снижение сбыта недорогих лекарств: например, россияне на 21% реже покупают активированный уголь, на 16% уменьшились продажи мукалтина. Некоторые потребители отказываются от дешевых препаратов как от неэффективных, говорят эксперты. Другая часть клиентов ради экономии покупает более объемные упаковки, что также двигает средний чек вверх.

В октябре этого года россияне отдавали за пачку лекарства в среднем 206,6 рубля, посчитали в DSM Group. Это на 6,9% больше показателя того же месяца 2018-го. Стоит отметить, что 200 рублей средняя цена лекарства еще не превышала ни в этом году, ни в прошлых.

Драйвером роста стало не подорожание препаратов, а изменение структуры спроса. За десять месяцев этого года заметно просели продажи медикаментов дешевле 50 рублей: на 13% в натуральном выражении и на 11% в денежном. В январ–-октябре аптеки реализовали 156,6 млн упаковок этой категории на 3,5 млрд рублей.

Россияне всё чаще отказываются от недорогих препаратов как от устаревших и малоэффективных, пояснил «Известиям» гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. В частности, по данным компании, продажи активированного угля упали на 21%, до 4,5 млн упаковок за десять месяцев этого года в сравнении с аналогичным периодом 2018-го. Мукалтин стали приобретать на 16% реже (2,5 млн упаковок в январе–октябре), перекись водорода — на 12% (3,5 млн), бактерицидный пластырь — на 10% (7,6 млн), ацетилсалициловую кислоту (аспирин) — на 9% (5,9 млн).

В ценовых категориях лекарств стоимостью 50–150, 150–500 и более 500 рублей в этом году пока наблюдается рост продаж в пределах 10%. Тем не менее фармрынок в целом скорее стагнирует. В деньгах он вырос на 2,4% относительно прошлого года, за январь–октябрь достигнув 833 млрд рублей. В натуральном же выражении рынок сократился на 1,4%, до 4,3 млрд упаковок.

Еще одной причиной повышения средней цены пачки лекарства может быть то, что увеличивается группа потребителей, предпочитающих покупать большие упаковки — как известно, оптом дешевле. Такое объяснение предложила исполнительный директор союза «Национальная фармацевтическая палата» Елена Неволина.

— Тот же уголь поэтому мог отчасти «вылезти» из категории дешевле 50 рублей. Ведь упаковка, допустим, в 40 таблеток гораздо дороже стандартных 10, но одна таблетка обходится выгоднее, — объяснила специалист.

По ее словам, эту стратегию, как правило, выбирают «грамотные покупатели», знающие, как обойти все маркетинговые уловки. Зачастую они вынуждены так себя вести из-за невысокой покупательной способности.

«Известия» направили запрос в Минздрав по поводу этих тенденций.

Оценка процессов на рынке по среднему чеку — довольно грубое обобщение, заметил заместитель гендиректора по развитию фармацевтической компании Stada CIS Иван Глушков. Тем не менее, по его словам, провизоры ориентированы именно на продажу более дорогих препаратов, а не дешевых.

— Аптеки — это по большей части коммерческие структуры, а не социальные. Поэтому и в дальнейшем они будут ориентированы увеличивать продажи более высокого ценового сегмента, — полагает Иван Глушков.

Он также напомнил, что государство уже ограничивает цены производителей, наценки оптовых посредников и аптек на жизненно важные и необходимые лекарственные препараты (ЖНВЛП). Сейчас в перечне больше 650 непатентованных наименований медикаментов, которым соответствуют порядка 30 тыс. брендов лекарств. В списке ЖНВЛП на 2020 год появится 24 новый препарата, один будет исключен.

Через два-три года в России может заработать система лекарственного страхования: расходы граждан на медикаменты государство возместит за счет средств ОМС, анонсировал ранее Минздрав. Пока бесплатные препараты получают только льготники: ветераны, инвалиды, неработающие пенсионеры, дети младше трех лет, многодетные матери и пациенты с редкими заболеваниями. В 2020 году ведомство совместно с рядом регионов проведет пилотные проекты по возмещению стоимости препаратов пациентам, перенесшим инсульты и инфаркты. На это потребуется 10,5 млрд рублей бюджетных средств.

Прямой эфир