Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Лес рук: фильм Антона Корбейна рассказал о фанатах Depeche Mode

В Spirits in the Forest великий клипмейкер соединил музыкальное кино и художественную документалистику
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Музыка способна изменить жизни тех, кто ее по-настоящему любит. Эта мысль стала лейтмотивом нового полнометражного фильма великого фотографа и клипмейкера Антона Корбейна Depeche Mode: Spirits in the Forest. Премьера прошла в один день в 70 странах, в 2,4 тыс. кинотеатров, большинство недешевых билетов было раскуплено заранее (в том числе в России, где «депешей» особенно любят), и нет сомнений, что вскоре она выйдет на DVD или в ограниченный прокат.

В основе полуторачасовой ленты — съемки двух берлинских выступлений Depeche Mode из тура в поддержку альбома Spirit. Но между песнями здесь интервью с фанатами, а концертные записи оказываются, скорее, саундтреком — и повествования, и самой жизни героев. «Известия» рассказывают о новой картине и вспоминают вехи сотрудничества Корбейна и DM.

Режиссер в штате

Голландский фотограф и клипмейкер начал работать с Depeche Mode в 1986 году. Им тогда было около 25, ему самому — 30. Хотя славы все они уже успели вкусить, настоящий успех был еще впереди. И так получилось, что кульминационные вехи в карьере DM и Корбейна совпали. Сначала он снял почти все видео для Music for the Masses — первого международного альбома-блокбастера группы. Затем история повторилась с Violator, Songs of Faith and Devotion и Ultra. Фактически, на 10 лет Корбейн стал штатным клипмейкером коллектива.

Режиссер не только идеально попал в мрачную, меланхоличную эстетику DM, но и смог создать запоминающиеся художественные образы, со временем ставшие неотъемлемой составляющей творчества группы. Вне конкуренции — король, блуждающий по горам в Enjoy the Silence, и россыпь черно-белых аллюзий на Босха в Walking in My Shoes (обе песни, к слову, до сих пор считаются главными хитами DM). Но и остальные видео — мини-шедевры. Корбейн — один из немногих режиссеров рубежа 1980-х–1990-х, у кого клип становится произведением искусства.

Он снимал, конечно, не только для DM. Похожий тандем сложился у него с U2, также режиссер работал с Metallica, Nirvana, Coldplay и множеством других звезд рока и альтернативной музыки. Но именно Depeche Mode вот уже более 30 лет для него «клиент №1». Помимо создания музыкальных видео, Корбейн взял на себя контроль за всей визуальной составляющей деятельности группы: это и оформление альбомов, и сценические видеозаставки для концертов, и фотосессии, а порой и режиссура видеозаписей шоу для издания на DVD.

Первый такой пример — Devotional (1993), а восемь лет спустя автор самых известных клипов «депешей» снял Exciter Tour (диск получил название One Night in Paris), но затем взял паузу аж до 2014 года, когда взялся за видеофиксацию берлинского шоу из Delta Machine Tour. Именно тогда Корбейн опробовал новую художественную форму: помимо стандартного концертного фильма — Live in Berlin — он создал расширенную версию, где песни были дополнены интервью с группой и фанатами. Она получила название Alive in Berlin и вышла в коллекционном DVD-издании.

Depeche Mode: Spirits in the Forest — следующий шаг по сращиванию жанров live show и документалистики. Здесь уже нет высказываний Дэйва Гаана, Мартина Гора и Эндрю Флетчера. Зато истории фанатов превращены в полноценные сюжеты.

Музыка для людей

В новом фильме Корбейн показывает судьбы людей разных национальностей, рас, ориентаций, профессий. Объединяет их только любовь к DM и место встречи — берлинский стадион Вальдбюне. У каждого персонажа с музыкой группы связана особая, очень личная история. Одна героиня слушала записи группы во время тяжелых сеансов химиотерапии и смогла победить рак. Другая в 25 лет попала в автокатастрофу и почти полностью потеряла память. Она не узнавала своих близких, забыла прошлые интересы и увлечения, кроме одного: музыки Depeche Mode.

Мужские исповеди не менее трогательные. Одинокий отец двух детей стал записывать с ними каверы на песни DM и вскоре благодаря YouTube семейное трио прославилось. Precious, созданная Мартином Гором после развода, становится рифмой к этому сюжету. А еще один герой долго скрывал свою ориентацию, но музыка группы помогла ему решиться на каминг-аут. Эту историю Корбейн иллюстрирует песней Walking in My Shoes, туманные метафоры которой в таком контексте звучат по-новому.

Концертные съемки весьма эффектны, но зрители, желавшие увидеть шоу Spirit Tour целиком, вероятно, ушли из кинотеатров разочарованными. В фильме фигурирует примерно половина песен сет-листа (среди них — ни одной композиции в исполнении Мартина Гора) и многие представлены не полностью. Корбейну явно интереснее была не сама музыка и не давно знакомая троица звезд, а влияние их творчества на обычных людей.

Путь на экран

Depeche Mode: Spirits in the Forest интересен еще и тем, что соединяет две линии творчества Корбейна: концертно-музыкальную, связанную прежде всего с DM, и кинематографическую, в последнее время вышедшую у него на первый план. Еще в 2007 году Корбейн дебютировал в качестве режиссера игрового кино. Выбор темы и жанра — байопик про трагическую фигуру Йена Кёртиса, погибшего солиста Joy Division, — был совершенно закономерен, ведь в юности режиссер снимал для них клип и неоднократно фотографировал группу, уже тогда почувствовав душевный надлом фронтмена. В общем, получился прекрасный фильм в фирменной корбейновской монохромной ретроэстетике.

Но стоило «Контролю» завоевать признание, как режиссера тут же поймал в свои сети Голливуд. В следующих работах индивидуальность Корбейна далеко не столь очевидна. И если детектив «Американец» с Джорджем Клуни в главной роли хотя бы имел относительный успех в прокате, то триллер «Самый опасный человек» с Филипом Сеймуром Хоффманом выступила на грани окупаемости. А последняя на данный момент игровая лента голландца — байопик «Жизнь» про Джеймса Дина и его друга-фотографа — и вовсе с треском провалилась: при бюджете более $10 млн сборы составили около $1,2 млн.

На первый взгляд, в Spirits in the Forest режиссер возвращается к теме и жанру, которые и принесли ему успех. Однако у этого музыкально-документального фильма и четырех игровых лент есть один общий мотив, который и становится ключом к пониманию корбейновской идеи. Все его герои — аутсайдеры, одиночки, которым тесно и некомфортно в социуме и реальности. Рок-звезда и актер, тяготящиеся своей известностью и неспособные повзрослеть, наемный убийца и следователь, лишенные простого человеческого счастья, фанаты, колесящие по миру за любимой группой в поисках гармонии, которой не хватает в обычной жизни.

«Концерты Depeche Mode напоминают религиозные собрания», — говорит один из персонажей фильма. И когда видишь, как многотысячная толпа в едином порыве воздевает руки и начинает ими синхронно качать из стороны в сторону под Never Let Me Down Again, а затем экстатически пропевает слаженным хором припев Enjoy the Silence, понимаешь: он прав. Корбейн, конечно, идеализирует фанатское сообщество и показывает его преданность группе с искренней симпатией, без тени иронии. Но у зрителя, привыкшего к трагическим концовкам, всё же остается вопрос, истинное это счастье или мнимое.

Прямой эфир