Гость из нового света: Юэн Макгрегор — в продолжении «Сияния» Кубрика
Юэн Макгрегор работает в хосписе, Ребекка Фергюсон пьет души детей, а отель «Оверлук» ждет новых постояльцев. В российский прокат выходит фэнтези-драма «Доктор Сон», которая формально является экранизацией одноименного романа Стивена Кинга, а по сути — сиквел «Сияния» Стэнли Кубрика. Режиссер — один из самых перспективных молодых хоррормейкеров Майк Флэнеган, снявший «Окулус», «Тишину» и сериал «Призраки дома на холме».
Сегодня мир большого кино напоминает музей восковых фигур, в котором любой значимый поп-феномен рано или поздно обретает свою бледную (за редкими исключениями) копию — то в форме ремейка, то в форме сиквела. Когда-нибудь настал бы черед и «Сияния» Стэнли Кубрика, но на наше счастье несколько лет назад Стивен Кинг сам, по доброй воле и с честными намерениями, написал продолжение своего романа. Поэтому ремейк культовой классики пока откладывается, а в наших кинотеатрах идёт «Доктор Сон» — пусть и сиквел, но с совершенно самостоятельной историей.
Прошли годы после событий в отеле «Оверлук». Дэнни — уже не мальчик, а 45-летний мужик (Макгрегор), переживший смерть матери и алкоголизм. Сегодня он примерный член общества (восемь лет в завязке), работает санитаром в хосписе. Свои экстрасенсорные способности — то самое «сияние» — Дэн научился успешно гасить и без помощи виски. Он изредка использует лишь малую толику способностей, чтобы найти потерянные вещи или подарить покой умирающим старикам в их последние минуты. Собственно, поэтому Дэнни так и прозвали постояльцы хосписа — «Доктор Сон».
Но однажды его раскрыли. Неподалеку от него живет девушка-подросток Абра (дебютантка Кайли Кёрран), которая «сияет» даже ярче, чем когда-либо «сиял» он, и ей срочно нужен друг и защитник. Оказывается, по Америке столетиями бродит коммуна «вампиров» во главе с прихиппованной ведьмой Рози (Фергюсон). Они находят, мучают и убивают «сияющих», чтобы питаться их болью и страхом. Теперь они почуяли Абру и скоро за ней придут. Дэнни придется выбирать между безопасностью и совестью. А также вернуться в тот самый отель «Оверлук», который его когда-то едва не убил, а теперь может спасти.
Как известно, фильм Кубрика сильно отличался от книги Кинга — писателю настолько не понравилась экранизация, что он даже инспирировал новую и лично ее проконтролировал. Майк Флэнеган же умудрился усидеть на двух стульях. Его «Доктор Сон» в главном следует за книгой, но эффектно наследует и Кубрику — в деталях сюжетах, в акцентах, элементах стиля, даже заимствует кадры из оригинала. Есть тут и флешбэки под «Сияние» — и это самые неудачные фрагменты, без которых вполне можно было обойтись, — где какой-то артист, загримированный под Джека Николсона, играет его роль.
Как и недавний «Джокер», который был собран из Скорсезе и комикса, «Доктор Сон» берет кусочки отовсюду — не только у Кинга и Кубрика, но, видимо, еще и у Дэвида Линча, и у Нила Геймана. И, тем не менее, он вполне состоялся как самостоятельное кино. Режиссер знает, что он не Кубрик, и на лавры реформатора не претендует, но ничего страшного здесь нет. Не всем же что-то реформировать. Кто-то же и просто добротные фильмы должен снимать. А «Доктор Сон» и есть добротная фэнтези-драма на всем понятную тему — о том, что быть другим пусть и сложно, и неприятно, и опасно порой, но нормально.