В Москву за смертью: глава ЦПЭ Ингушетии убит со второй попытки
Глава Центра противодействия экстремизму (ЦПЭ) МВД Ингушетии Ибрагим Эльджаркиев убит в субботу вечером на улице Академика Анохина на западе Москвы. Подробности и версии о мотивах преступления — в материале «Известий».
Сообщение о стрельбе в окрестностях дома 2, корпус 1 поступило в правоохранительные органы около 18:30. Смертельные ранения получили два человека. Один из них — руководитель Центра противодействия экстремизму МВД Ибрагим Эльджаркиев. Другой — его брат Абдулахмед.
По сообщению РЕН ТВ, вечером возле подъезда одного из домов по улице Академика Анохина завязался конфликт между двумя группами мужчин. Прозвучало семь выстрелов. По свидетельству очевидцев, стрелял мужчина, одетый в красную куртку. Его, по информации из соцсетей, подвезли на машине, предположительно, Volkswagen Polo (автомобиль объявлен в розыск). Другой источник указал, что предполагаемые преступники скрылись на BMW.
Позже появилась запись с камеры видеонаблюдения, на которой видно, что нападение было совершено в тот момент, когда один из потерпевших парковался, а второй ожидал его на улице. Киллер выскочил из-за припаркованной у фасада дома машины и сразу открыл огонь на поражение по мужчине, стоявшему на улице. Спутник раненого выскочил ему на помощь из машины, но получил несколько пуль и упал. Убийца сделал по контрольному выстрелу в голову.
Возможные мотивы
Одной из основных версий, отрабатываемых силовиками, остается профессиональная деятельность убитого офицера полиции. А брат его, вероятно, был лишь ненужным свидетелем.
«Младший брат Ибрагима Ахмед Эльджаркиев не был полицейским, он работал врачом в одной из столичных больниц. Соответственно, целью преступника был Ибрагим, а его брат-медик просто оказался рядом и пытался заступиться за него», — сообщил источник «Интерфакса». Следствие считает, что преступление носит заказной характер и может быть совершено на почве кровной мести.
«В последнее время у Ибрагима были разногласия с одной из влиятельных сект республики. Видимо, киллер был хорошо осведомлен, когда и где появится машина с высокопоставленным полицейским», — добавил собеседник агентства.
По данным источника «Известий», у погибшего офицера были напряженные отношения как минимум с одним влиятельным кланом в республике. Кроме того, у него могли быть противоречия с представителями баталхаджинцев (батлаки) — последователями учения шейха Батал-хаджи Белхороева, который возглавлял одно из течений ислама в Ингушетии в XIX — начале XX века. Ряд экспертов относит это направление к радикальным.
По словам ингушского общественного деятеля, журналиста Батыра Богатырева, после первого покушения на Ибрагима Эльджаркиева в республике говорили, что он сам связывал это происшествие с членами секты баталхаджинцев.
— Такая группа есть, некоторые называют ее сектой, это мусульмане, которые ходят в те же мечети, — отметил эксперт.
Богатырев уточнил, что группа баталхаджинцев существует порядка ста лет, они отличаются строгостью традиций и эта секта упоминалась еще в инструкциях КГБ. По его словам, каких-либо проявлений экстремизма со стороны членов этого течения в последнее время не наблюдалось.
31 декабря 2018 года был убит правнук шейха, Ибрагим Белхароев. Неизвестный застрелил его в Назрани. В убийстве участвовали несколько человек. Это преступление назвали нехорошим знаком. За информацию о преступлении родственники убитого назначили щедрую награду, по некоторым данным, они считали, что за преступлением могли стоять силовики из ЦПЭ.
Уже спустя две недели, в январе нынешнего года, неизвестные обстреляли машину Эльджаркиева по дороге из Чечни в Ингушетию, на трассе «Кавказ». Тогда были тяжело ранены трое мужчин, два полицейских и житель Назрани (его телохранители), которые находились в машине высокопоставленного офицера, а сам он не пострадал. Позже один из пострадавших — боец ингушского ОМОНа Заурбек Плиев — скончался в больнице. Одним из выживших раненых был сын бывшего главы администрации Насыр-Корта Мурад Кодзоев.
«Решил, что столица безопасна»
Заместитель председателя Духовного управления мусульман России Рушан хазрат Аббясов пояснил, что ислам осуждает убийства, так как жизнь дарована человеку Всевышним и никто не вправе ее отнять.
— Я лично не был знаком с Ибрагимом Эльджаркиевым, но знаю, что работа у этого человека была нелегкой, — сказал он.
По словам Рушана хазрата Аббясова, религиозную обстановку в Ингушетии сейчас нельзя назвать спокойной. Были серьезные проблемы с выбором главы местного духовного управления мусульман. Но эксперт подчеркнул, что не берется пока делать вывод, связано ли убийство с этими обстоятельствами.
Эльджаркиев находился в Москве в командировке, сообщают источники нескольких СМИ. Он якобы сопровождал одного из ключевых свидетелей по уголовному делу. По другим данным, цель визита в столицу была личной.
«Он приехал в Москву по своим делам в свободное время», — уточнил источник ТАСС.
Источник в окружении Ибрагима Эльджаркиева полагает, что убийство могли готовить очень тщательно.
— Ему и его семье не раз угрожали. Это он и его команда очень быстро вычислили организаторов беспорядков в прошлом году. Обо всем этом Ибрагим хорошо знал, у него был талант вычислять преступников. Его пытались взорвать еще зимой прошлого года. После ряда угроз ему предложили госзащиту. Но я не знаю точно, взял ли он эту защиту или нет. Скорее всего, нет, иначе откуда преступники знали все его маршруты?
Вице-президент ассоциации «Альфа» Алексей Филатов считает, что убийство Ибрагима Эльджаркиева связано с работой.
— У него были конфликты с радикально настроенными людьми. В связи с особенностями работы у него было достаточно много недругов, может быть, даже кровников. Покушение было не первое, — напомнил эксперт.
Филатов предположил, что на Ибрагима Эльджаркиева напали в Москве потому, что в своем регионе он передвигался в сопровождении охраны, а тут позволил себе ездить без охраны на собственном автомобиле.
— Наверное, он решил, что столица безопасна, расслабился, не был готов к противодействию. И преступники этим воспользовались, — сказал эксперт. — Была какая-то точка постоянной дислокации его с братом, на этом месте его вели, преступники скрылись на машине BMW, которая находилась в угоне. Все отходы были заранее подготовлены.
Пыточное место
На должность главы Центра противодействия экстремизму Эльджаркиев был назначен после ареста предшественника — Тимура Хамхоева. Тот в июле 2018 года был осужден на семь лет по делу о пытках.
Суд установил, что Хамхоев, а также бывший начальник Сунженского РОВД Магомед Беков и сотрудник ФСБ Мустафа Цороев оказались под стражей в 2016 году за несколько эпизодов превышения должностных полномочий с применением насилия.