«Пусть РАО станет нашим бухгалтером»
В преддверии конференции Российского авторского общества, намеченной на 24 октября, к организации вновь возникли вопросы в связи с недавним повышением ставок, на что РАО вынуждено было пойти в связи с жесткими финансовыми требованиями Пенсионного фонда России. Несмотря на обещание оспорить претензии ПФР в суде, Общество одновременно продолжает искать пути минимизации потерь своих клиентов. Одним из новшеств, которые будут обсуждаться и на конференции по решению Авторского совета, стала рекомендация ОКУП в адрес авторов — перейти физическим лицам в статус ИП или самозанятых, а также рассмотреть в связи с этим услуги банка с наиболее лояльными, на взгляд РАО, условиями. Небезынтересным показался нам и тот факт, что в наблюдательном совете избранного для рекомендаций банка числятся члены Авторского совета РАО, такие как народный артист России Игорь Бутман, композитор Виктор Дробыш. «Известия» попытались разобраться в ситуации.
Как поясняют в самом РАО, переход к щадящему налоговому режиму по рекомендации Авторского совета может отчасти решить проблемы авторов, столкнувшихся с повышением ставок отчислений с авторских вознаграждений. Поскольку комиссионные с вознаграждений для юридических лиц, ИП и самозанятых существенно меньше.
Российское авторское общество провело анализ рынка банковских услуг, чтобы предоставить авторам наиболее выгодные условия. В проекте бумаг для рассылки участникам конференции приводится справка, что по результатам рассмотрения на Авторском совете победил коммерческий банк «Новый век», который со дня открытия не без оснований заявлял свою «миссию» как финансовое партнерство для деятелей в сфере интеллектуальной собственности, включая культуру и искусство, музыкальный бизнес и киноиндустрию. К тому же по рекомендации Авторского совета каждому автору предлагалось передать доверенность РАО на открытие счета, чтобы снять с них часть формальных, но необходимых процедур.
Согласно исследованию, для ведения счетов самозанятых и индивидуальных предпринимателей означенный банк имел преимущество, иногда на порядок, даже перед крупнейшими финансовыми организациями. Так, ключ электронной подписи в ВТБ обойдется в 2 тыс. рублей, в Альфа-банке — 1,5 тыс., в Сбербанке —1,7 тыс., в «Новом веке» — 300 рублей. Расчетное обслуживание в течение месяца в Альфа-банке стоит 1690 рублей, в ВТБ — 1 тыс. рублей, в Сбербанке — 1090 рублей, в «Новом веке» — 700 рублей. Более того, отобранный банк с самого начала привлекал к разработке своей стратегии и к созданию своей линейки финансовых продуктов известных деятелей культуры, в том числе и членов Авторского совета РАО, был проверенным партнером Общества, которое начало сотрудничать с ним на основании проведенного еще в 2017 году тендера. Кстати, результаты тендера как вопрос, связанный с вероятным конфликтом интересов, утверждались тоже коллегиально на Авторском совете.
Российский композитор и музыкальный продюсер Виктор Дробыш, который через цепочку компаний (ООО «Фирма «Элви», ООО «Ко-Фи») является одним из акционеров банка «Новый век» и который не отрицает свое участие в том числе и в совете директоров «Нового века», комментируя ситуацию, заявил: «Не стоит делать сенсацию из банального факта, который ни для кого не является секретом. Да, РАО как некоммерческая организация сотрудничает в том числе с бизнес-структурами. Любые ведомства, ФГУПы, НКО так или иначе работают с коммерческим сектором. Унитарные предприятия учреждают акционерные общества, частные компании финансируют правительственные проекты. Конфликт интересов — это когда чиновник обеспечивает аффилированной фирме сверхприбыли за счет госзаказа. Не вижу, что здесь общего с рекомендацией стать клиентом банка-партнера на льготных условиях. Не хотите — не надо. Мы не извлекаем из этого никакой прибыли, скорее, наоборот, используем свои ресурсы для того, чтобы создать наиболее благоприятные условия для авторов».
Генеральный директор ООО «Театральный агент» Виктория Сладковская отметила, что совершенно некорректно называть ее основным владельцем банка «Новый век», который был рекомендован РАО авторам для проведения расчетов при переходе в новый правовой режим. Согласно расчетам «Эксперт РА», Сладковской принадлежит только 13,4%, причем эта доля не является прямым владением. Кроме того, Сладковская не имеет каких-либо должностей в банке. Она подтвердила, что в связи с вынужденным повышением ставок авторам была дана рекомендация завести счета в банке «Новый век» по одной простой причине: он предлагал более выгодные коэффициенты. «Единственная причина в том, что там объективно самые лучшие условия именно для людей, получающих авторские вознаграждения. Цифры тому подтверждение. Смешно считать, будто Виктор Яковлевич Дробыш, Игорь Михайлович Бутман или я получим какие-то дивиденды, из-за того что часть авторов, еще не оформивших ИП или не зарегистрировавшихся в качестве самозанятых, последуют нашему совету и заведут счета в «Новом веке». Виктория Сладковская подчеркнула, что молодые и энергичные авторы давно сами поняли преимущества щадящих режимов налогообложения, труднее людям старшего возраста. «Старшему поколению, для которых, к слову, авторские отчисления особенно важны, вся эта новейшая бухгалтерия предстает чуть ли не китайской грамотой. Им сложно вникать во всё самостоятельно, и именно поэтому, с учетом того, что по ним повышение ставок ударило сильнее, было предложено сотрудничать с банком, специализирующимся в данной сфере».
По мнению саксофониста, народного артиста России, президента Авторского совета РАО Игоря Бутмана, который, как и Виктор Дробыш, является соучредителем одной из компаний — акционеров банка, «разговоры о конфликте интересов в данном случае — не более чем спекуляции. Буду предельно открыт: я принял предложение войти в совет директоров банка «Новый век» только весной этого года. И мое решение обусловлено лишь тем, что за годы своего существования банк на деле подтвердил свою надежность — мы не один год сотрудничали в рамках джазовых фестивалей. «Новый век» в принципе специализируется на клиентах из сферы искусства, а также поддерживает многие творческие и образовательные инициативы, и я как музыкант считаю это очень достойным и важным направлением в контексте развития культуры».
Генеральный директор Universal Music Russiа Дмитрий Коннов считает, что налоговый режим ИП или самозанятого хорош не только для взаимодействия с ОКУПом.
«Это один из лучших способов налогообложения в текущих экономических реалиях РФ для любого криэйтора. Я руковожу не только Universal Music Publishing, но и Universal Music, и мы требуем от наших клиентов-музыкантов регистрации их как ИП для подписания с ними договоров. Если раньше нам приходилось объяснять музыкантам преимущества этого статуса, то в этом году никаких вопросов не возникло. И людям старшего поколения нужно взять пример с молодежи, которые точно лучше нас считают деньги», — сказал он.
Композитор, член Авторского совета РАО Евгений Кобылянский, говоря о правовых нюансах, заметил, что изменения в долгосрочной перспективе пойдут только на пользу самим авторам: «Переход на работу в режиме ИП, например, для правообладателей (физических лиц) имеет два плюса: во-первых, это то, что РАО силами своего менеджмента оказывает музыкантам, творческим людям поддержку в том, как работать в новом режиме. Во-вторых, учитывая возникшие сложности со сборами, это разумный вариант сохранить для правообладателей возможность получения полноценного авторского вознаграждения и вместе с тем не подорвать деятельность РАО».
Композитор также подчеркнул, что он сам не пользуется услугами банка «Новый век», так как обслуживается в другом банке и не видит необходимости перехода. «Тут не идет речи о том, что если мы не откроем счет в таком-то банке, то не будем ничего получать как авторы. Колхоз, что называется, дело добровольное».
Поэт и музыкант Вячеслав Петкун считает, что правообладателям стоит сказать спасибо организации за толковую рекомендацию. По словам Петкуна, проблема в любом случае не в РАО, а в ПФР. «Если бы государство еще платило пенсии со средств, которые собирает, было бы совсем хорошо», — констатировал он.
Поэт-песенник и секретарь ревизионной комиссии РАО Сергей Сашин, выразил недоумение по поводу вопросов выбора банка для авторов: «Какая разница, где у меня открыт счет или, допустим, акции какого предприятия я имею. Какое это имеет значение, если там, к примеру, условия оптимальные. Ведь предпочитается та структура, которая проверена и надежна, а если кто-то там куда-то и входит — это неважно... Сегодня любят порыться, покопаться, притянуть за уши то, что, в общем-то, мало имеет отношения к делу».
Глава компании «Мазай коммуникейшенс» Андрей Чеснов уверен, что банк «Новый век» рекомендован лишь потому, что через него было удобнее всего организовать обслуживание. Он не видит никакого конфликта интересов в выборе банка. «Это же добровольная история, никто не говорит, что авторы должны обслуживаться именно здесь. Просто РАО контролирует там ситуацию и потому вышло с таким предложением. Окончательный выбор в любом случае за автором», — сказал он.
Актер и кинорежиссер Никита Высоцкий считает, что рекомендации по оптимизации налогообложения — это тот минимум, который РАО может сделать для авторов на сегодняшний день. «На мой взгляд, это нужно делать. Но это лишь часть действий, которые необходимо предпринять», — сказал он. Он добавил, что не видит никакой проблемы в том, что какие-то персоны одновременно входят в Авторский совет РАО и косвенно могут владеть долями в «Новом веке» или любой другой кредитной организации: «Не думаю, что им в их работе в Совете авторов это мешает. На мой взгляд, Авторский совет работает правильно, он никогда агрессивно не вмешивается в управление, а, напротив, достаточно компетентно участвует в разработке оптимальных путей развития РАО. Участие этих людей в Авторском совете — огромный плюс. Они действующие профессионалы, которые управляют в том числе своими правами».
Композитор Алла Богословская особо отметила, что РАО готово взять на себя хлопоты, связанные с обслуживанием счетов. «Если РАО станет моим бухгалтером, я с удовольствием перейду на ИП», — сказала она.
Генеральный директор ООО «Студия Союз» Александр Бочков также не видит ничего плохого в попытке оказать авторам юридическую и бухгалтерскую помощь при переходе к альтернативному режиму налогообложения. «Очень хорошо будет, что РАО будет оказывать помощь, особенно людям в возрасте», — отметил он. Бочков добавил, что это поможет более плавно выйти из ситуации с задолженностью перед ПФР.
Композитор Иван Бурляев признался, что сам раньше ничего не знал о преимуществах ИП, а сейчас стал большим поклонником этой формы. «Когда лет 5–6 назад один коллега рассказал мне, что во взаимоотношениях с РАО можно использовать ИП и платить не 13%, а 6%, я сказал: «Да ладно! Так можно было?!» И тут же побежал и перешел. Сама возможность такого перехода была тайной, покрытой мраком. Не знаю, почему. В итоге перешли те, кто проявил активность. Кому было не всё равно. И всё прекрасно работало! В нынешней ситуации, я считаю, оставаться «физиком» — мягко говоря, глупо, а по отношению к нам ипэшникам, которые теперь вынуждены за собственный счет оплачивать глупость / нерасторопность и / или недальновидность коллег-«физиков», — просто нечестно. В нашей стране существуют формы исключительно мягкого налогообложения. ИП или самозанятые — выбирай на любой вкус! Но выбирай хоть что-то! Потому что сейчас те, кто сидит и гундит, что у него что-то отняли, по сути, своим бездействием всё отняли у себя сами, а вдобавок еще и у нас. Люди, включайте голову! СССР кончился. Мы давно живем в другом мире. Своей судьбой должны заниматься вы сами», — считает Бурляев.
Композитор Илья Духовный тоже считает, что активному представителю творческого сословия лучше всего работать как индивидуальному предпринимателю. «У меня у самого ИП уже больше 12 лет. Я считаю, что и ИП, и форма самозанятых позволяют увеличить свои доходы. Я не понимаю, почему не все авторы это делают, ведь физлица явно платят намного больше налогов, чем мы, тем самым лишая себя доходов. Другое дело, если человек пишет одно произведение в год и больше у него не получается, то ради этого держать бухгалтера нет смысла. Но тогда подойдет режим самозанятого. Оставаться в наших условиях физлицом нерентабельно», — рассказал он.
Директор центра правовой защиты интеллектуальной собственности Владимир Энтин считает, что рекомендации по смене налогового режима — вынужденная мера, нацеленная на снижение трансакционных издержек ОКУПов, «на которых возложена обязанность одновременно быть плательщиками в Пенсионный фонд и фонд медстрахования и выполнять функции налогового агента». По его словам, в этой связи наиболее удобной формой хозяйственной деятельности для тех, кто живет за счет авторских отчислений, становится статус самозанятого или ИП.
«Сложность в том, что для наследников, а это довольно большая часть правообладателей, а также для пожилых людей регулярно предоставлять отчетность — это тяжелый труд. Если одновременно с содержанием счета банк «Новый век» будет предоставлять дополнительные услуги, то это будет привлекательно. Банк получает клиентскую базу, и он должен работать в режиме доверия тем лицам, которые входят в состав правления», — отметил Владимир Энтин.
Музыкант Игорь Саруханов, в свою очередь, отметил, что давно стал индивидуальным предпринимателем. «Мне ИП помогает работать, я же действующий гастролер. Без ИП никак», — отметил он.