Таганка-гана-дырдынбай: в центре Москвы построили «Горку»
Можете ли вы без запинки произнести «эй-эрбона-гана-гана-дырдынбай»? Или сплясать, упаковавшись в картонную елочку? А вот воспитанники детсада «Сибирячок» способны и на это, и на многое другое. Посетив премьеру «Горки» в Театре на Таганке, обозреватель «Известий» вспомнил свое далекое детство.
Зрительский успех новому спектаклю гарантирован. Во-первых, он короткий, всего полтора часа и без антракта — нет соблазна улизнуть. Во-вторых, хорошо структурированный: повествование разбито на главки, о каждой возвещает видеозаставка. В-третьих, яркий в плане картинки — есть за что зацепиться глазу. Ну и, наконец, всем понятный: тема «Горки» близка практически каждому россиянину. Речь идет о детском саде, детях, воспитателях и родителях. Вот и драматург из Нижневартовска Алексей Житковский, наверняка сам отец, вдохновился перепиской по интересам (родители сообщают — воспитатель отвечает) в вайберовской группе. Место действия его пьесы — сибирский город, детсад «Сибирячок». Но на самом деле история воспитательницы Насти и ее подопечных вписывается в любой уголок нашей необъятной родины.
Актриса Юлия Куварзина, играющая Настю, принадлежит к счастливому отряду очаровательных толстушек, которые всегда и у всех вызывают симпатию. Ничего удивительного, что на прочих действующих лиц зал смотрит Настиными глазами. Заведующая детсадом Зульфия Фаридовна (Никита Лучихин) с ее поучительной сентенцией «Тут нет легких денег. Тут галеры! Тут настоящее пекло. Кольцо Сталинграда!» — этакий Заурон в юбке. Медработник Жанна Борисовна (Екатерина Рябушинская) с ее похвальным стремлением изничтожить гельминтоз на корню — настоящий монстр. Музработник Марина (Екатерина Варкова) — противная стукачка. Дворник дядя Ваня (Сергей Трифонов) — сексуально озабоченный. Бойфренд героини Олег (Антон Ануров) — вроде бы нормальный парень и сварщик классный, но не понимает, как важно Насте вдолбить ребятишкам песню эскимоса с непроизносимым припевом — гораздо важнее, чем «потискаться» и в кино сходить. О родителях и говорить не приходится: только и думают, как протолкнуть свое чадо в ущерб другим детям. Самое удивительное, что почти все персонажи в итоге оказываются хорошими, добрыми, готовыми прийти на помощь и проявить взаимовыручку. Так что, судя по всему, это сугубо Настина проблема — в мирной жизни выживать, как на войне.
По сути, спасти героиню от самой себя может только испытанный женский способ — материнство. Есть в Настиной группе тихий неприметный таджик по имени Озод (Роман Колотухин), и именно он пробуждает в героине материнские чувства, а в спектакле — восточную экзотику. Но где Сибирь, а где верблюды? Озод предсказуемо возвращается к сородичам, а Настя остается строить новые горки и готовить новые утренники.
Пьеса Алексея Житковского, уже получившая несколько профессиональных премий, сама по себе отличная. Ладно скроенная и крепко сшитая, она опровергает мнение об отсутствии у нас качественной современной драматургии. Написана «Горка», что называется, с огоньком и матерком. Режиссер-постановщик Данил Чащин, повинуясь «закону о мате», последний изъял, о чем стоит пожалеть. Никакой пошлости в тексте нет, просто жизнь в деталях. Зато первый сохранил и умножил — в буквальном смысле.
Сцена стараниями художников во главе с Виктором Шилькротом горит, сверкает, переливается и полнится оригинальными костюмами (дети в пуховичках-елочках — каково?). Вместо снега катятся в разные стороны белые целлулоидные шарики, детский тренажер-паутинка смотрится инопланетным кораблем, видеозаставки сменяются смайликами, экранные верблюды — настоящим шатром, красавицами с опахалами и черным ассасином с мечом. Словом, реалистическая трагикомедия оборачивается фэнтези. Эстетика абсурда, в которую уже успели вписать пьесу, здесь присутствует ровно в той степени, в которой абсурдна наша повседневная жизнь. А сон и явь слились настолько, что лишь зрителю решать, принимать происходящее за чистую монету или считать Настиными фантазиями.
Но в обоих случаях нельзя не согласиться с драматургом. «Эта история про ежедневный подвиг маленького человека. Воспитательница детского сада Настя пытается построить Горку, организовать покупку подарков на Новый год, подготовить утренник, помочь оставленному родителями мальчику-мигранту, не потерять любовь любимого человека и не сойти с ума за 15 тыс. рублей в месяц». Лучше не скажешь.