Так сложилось в последнее время, что любое решение или соглашение, достигнутое в рамках трехсторонней контактной группы (ТКГ) в Минске, воспринимается излишне эмоционально, а рациональное отходит на второй план. На последнем заседании были сняты последние препятствия для встречи в рамках «нормандского формата» на уровне глав государств. Во всяком случае именно так трактовали ее итоги. Но так ли всё на самом деле?
С момента инаугурации новый президент Украины Владимир Зеленский находился в поиске возможностей провести встречу с президентом РФ Владимиром Путиным. Украинский лидер изначально поставил себе некоторые ограничения касательно этой встречи, в частности, молодой и неопытный президент крайне не хотел двусторонних переговоров, видимо, опасаясь, что его более опытный визави вчистую его переиграет. В этом контексте «нормандский формат» показался Зеленскому и его окружению наиболее привлекательным.
Но по этому треку сразу возникла проблема, связанная с предыдущим президентом Украины и взятыми им обязательствами относительно разведения противоборствующих сторон в районах станицы Луганской, Золотом и Петровском. А также с обязательствами Киева по имплементации в свое законодательство так называемой формулы Штайнмайера (алгоритм, регулирующий порядок введения закона Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей»).
Последовательная позиция Российской Федерации, заключающаяся в необходимости соблюдения договоренностей, достигнутых на предыдущих встречах глав государств в «нормандском формате», заставила Владимира Зеленского и его окружение крутиться как белке в колесе в попытке найти выход из сложившейся ситуации. И он был найден, только далеко не факт, что этот выход адекватный и приемлемый, особенно для донбасских республик.
На последнем заседании ТКГ было обговорено, что начинается разведение сил Украины и ЛДНР в районах Золотого и Петровского (первое условие). Также от представителей Украины, России, отдельных районов Луганской и Донецкой областей в адрес спецпредставителя действующего председателя ОБСЕ на Украине и в ТКГ Мартина Сайдика были направлены письма, в которых приводится текст «формулы Штайнмайера». Констатируется, что все участники переговоров согласны с ним, а Украина помимо прочего соглашается имплементировать «формулу Штайнмайера» в свое законодательство.
Наблюдающим за процессом урегулирования конфликта в Донбассе после этих новостей могло показаться, что Украина выполнила свои обязательства и теперь как минимум открыт трек переговоров на уровне глав государств в рамках «нормандского формата». Но реальность оказалась куда более прозаичной.
Не успели информационные агентства разнести «благую весть» о прорыве в процессе миротворчества в Донбассе, как Владимир Зеленский решил дать брифинг. В его рамках президент сделал ряд недопустимых заявлений, полностью противоречащих Минским соглашениям и демонстрирующих, что украинское государство не будет и в дальнейшем выполнять свои обязательства по урегулированию конфликта.
В частности, речь идет о заявлении, что будет подготовлен новый закон Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Причем он будет согласован в интерпретации Владимира Зеленского с украинской общественностью, а не с представителями ДНР и ЛНР.
Во-вторых, он заявил, что выборы в Донбассе пройдут только после того, как Украина получит контроль над границей между Россией и ЛДНР, что противоречит пункту № 9 «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений». В нем записано, что передача границы Украине начнется «после местных выборов и завершится после всеобъемлющего политического урегулирования», то есть в том числе и после конституционной реформы на Украине, о которой Зеленский и вовсе не упоминает.
В итоге Украина как бы выполнила свои обязательства по нормандским договоренностям, но заявления украинского лидера полностью их дезавуировали. Возможно, эти вновь назревшие вопросы прояснятся на встрече на уровне глав государств в «нормандском формате». Если она всё же состоится. А пока говорить о том, что новые украинские власти четко следуют реализации Минских соглашений, не приходится.
Автор — директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции