Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Белгородской области сообщили о крайне тяжелой ситуации с энергоснабжением
Общество
Уголовное дело возбудили после нападения рыси на девочку под Уфой
Армия
Силы ПВО сбили 19 украинских БПЛА над четырьмя регионами России
Мир
Трое россиян с судна Fitburg остались в Финляндии под запретом на выезд
Здоровье
Эксперт рассказал о рисках для ребенка при употреблении ветеринарных препаратов
Общество
В Госдуму внесли проект об обеспечении инфраструктурой участков для многодетных
Общество
Правительство РФ утвердило госгарантии бесплатной медпомощи россиянам
Мир
Адвокат Бутягина подаст апелляцию на решение суда Варшавы о продлении ареста
Мир
Французского депутата из партии Ле Пен госпитализировали с ранением головы
Общество
Эрмитаж продолжит помогать археологу Бутягину через дипломатические каналы
Общество
Депутат ГД предрек ответ за расстрел ВСУ 130 мирных жителей Селидово
Мир
По Ирану прошли массовые протесты. Что нужно знать
Мир
В больницах Пхукета остаются 17 пострадавших при ЧП с катером россиян
Общество
Юрист предупредил об уголовном преследовании за сторис из чужой квартиры
Армия
ВС России «Искандерами» и «Калибрами» поразили два цеха по сборке БПЛА в Киеве
Мир
Трамп проведет собеседование с топ-менеджером BlackRock на пост главы ФРС
Общество
Роскомнадзор заявил об отсутствии оснований для разблокировки Roblox в РФ

Оттуда ветер дует

Политолог Андрей Быстрицкий — о роли Востока в современном мире
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Выражение «Заря Востока» имеет долгую историю. Строго говоря, можно точно сказать, что еще античное ex oriente lux было ее частью. Но похоже, что сегодня в этой самой истории «Зари Востока» наметились новые повороты, причем весьма радикальные. Потому большая ежегодная конференция Международного дискуссионного клуба «Валдай», которая пройдет 30 сентября – 3 октября, и называется «Заря Востока и мировое политическое устройство».

В сущности, вопрос не нов: какова роль Востока в современном мире, причем Востока, понимаемого предельно широко, отнюдь не только географически — ведь понятно, что от любой точки на Земном шаре что-то будет на запад, а что-то на восток. Это неверно разве что на Северном и Южном полюсах: от одного всё на Юг, а от другого — на Север. Но политически и исторически Восток имеет некие очертания, широкие и не всегда определённые.

В сегодняшнем мире Восток — от Ближнего до Дальнего — явно меняет свою роль. Огромные Китай и Индия, разнообразная Юго-Восточная Азия, страны Персидского залива, Турция, Ирак, Иран, Пакистан и, наконец, Россия, не говоря уж о многих других, весьма существенных странах — всё это Восток в известном смысле. Конечно, способов деления мира много. Все упомянутые и даже не упомянутые страны входят и в другие множества — в Европу, АТР и так далее. Более того, все они часть целого земного мира. Но, повторю, в то же время они все вместе составляют Восток.

Важнейший вопрос — насколько упомянутый Восток есть некоторая целостность, способная влиять на мировое устройство. Само по себе влияние стран региона не вызывает сомнения. Было бы странно отрицать существенную мировую роль, к примеру, Китая или Индии. Ситуация на Ближнем Востоке является важнейшей проблемой, в решении которой принимает участие практически весь мир. Россия, как бы кто к ней ни относился, важный участник общей дискуссии о самых ключевых вопросах современности.

Но что можно сказать о Востоке в целом? Интуитивно кажется, что при всем разнообразии стран этой части мира у них есть нечто общее. Как есть это общее, к примеру, на так называемом Западе, границы которого, кстати, так же размыты.

И первое, что кажется важным, — это роль Востока в мировом развитии. В ХIХ и ХХ веках закрепилась мысль, что именно Западный мир является источником мирового развития: науки и технологий, политической и социальной мысли, гражданских прав и гуманизма. Казалось, что модели развития общества, выработанные этими странами станут общими для всего мира, что постепенно весь мир превратится в «Запад».

Однако сегодня складывается впечатление, что такое представление оказалось неверным. Восток, возможно, именно в силу своего разнообразия предлагает новые модели и новые подходы. Сказанное, кстати, не означает отрицания ни принципов гуманизма и свободы, ни соблюдения прав личности и сообществ этих личностей. Речь скорее идет о методах достижения целей, о поисках новых балансов между различными принципами жизни и целями развития человечества.

Во многом нынешняя ситуация — результат невероятных успехов человечества и принципиально нового уровня коммуникаций. Знания и мнения распространяются с сумасшедшей скоростью и плотностью, никогда так много людей не было включено в процесс общения и обсуждения происходящего сейчас и возможного будущего.

Хотя «Заря Востока» и имеет античное происхождение, в свое время, в начале существования СССР, тогдашнее руководство понимало её как некий инструмент пробуждения вроде как «спящих» масс советской средней Азии. Никак не оценивая методы того времени, можно заметить, что, как ни странно, в ходе советского периода истории, среднеазиатские республики сильно трансформировались. И, в конечном счете, превратились, как можно сегодня отчетливого видеть, в некоторые новые образования. С одной стороны, они не утратили своей «восточной» принадлежности, с другой — явно обрели новые черты, сделавшие их довольно открытыми к инновациям, к развитию нового.

Нечто подобное, причем в большем масштабе, можно видеть и на Востоке в целом. Южнокорейское или сингапурское общества явно показывают новые модели и развития и существования в мире. Кажется, например, что мультикультурализма, открытости и даже своего рода интернациональности в этих странах больше, чем в Германии. Такое ощущение, что Восток порождает новую формулу сосуществования людей с разными взглядами и устремлениями, дает им иную платформу для самореализации. Конечно, пока еще многое неясно, но очевидна перспективность этих новых обществ.

В сущности, дискуссия о роли Востока — она о том, как нам всем жить в современном мире. В мире, который невероятно взаимозависим, в котором семь с лишним миллиардов людей нуждаются в разумном регулировании, хотя бы для сохранения окружающей среды, природы, вне которой — во всяком случае пока — человек выжить не может.

Возможно, именно современный Восток сможет найти новую модель сохранения мирового единства при разнообразии форм человеческой жизни. Задача-то не в том, чтобы обособиться, отделиться, а в том, чтобы найти подходы к совместной жизни. В том, чтобы сойтись, — вспоминая Киплинга, — а не разойтись.

Впрочем, России не впервой задумываться над этими проблемами. В конце ХIХ века русский философ и поэт Владимир Соловьев писал: «И, разливаяся широко, / Исполнен зна́мений и сил, / Тот свет, исшедший от Востока, / С Востоком Запад примирил».

И действительно, стоит помнить, что и христианство, да и все мировые религии — именно с Востока. Может, и контуры нового мира возникают прежде всего на Востоке.

Автор — председатель совета Фонда развития и поддержки дискуссионного клуба «Валдай», декан факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, член Союза писателей

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир