Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд арестовал второго фигуранта по делу о подрыве автомобиля экс-сотрудника СБУ
Происшествия
Военный корреспондент «Известий» Семен Еремин погиб в зоне СВО
Мир
Нидерланды выделят еще более €200 млн на ПВО и боеприпасы для Украины
Происшествия
Обвиняемых в нападении на мужчину в Москве подростков арестовали
Мир
Четыре армянских села перешли под контроль Азербайджана
Мир
МИД пригрозил Сеулу ответом на попытки отменить русскую культуру
Происшествия
В Воронежской и Курской областях объявили опасность атаки беспилотников
Мир
В Белом доме заявили о готовности возобновить поставки оружия Украине
Мир
В США начали шутить над конгрессвумен Грин за попытки заблокировать помощь Киеву
Общество
Семен Еремин погиб в зоне СВО при подготовке репортажа
Общество
Открытие ММКФ началось с минуты молчания в память о жертвах теракта в «Крокусе»
Мир
Байден назвал нынешнюю Республиканскую партию «котом другой породы»
Общество
Массив воды придет из Курганской области в Тюменскую в течение нескольких дней
Общество
В Петербурге перенесли запуск фонтанов на 27 апреля из-за снегопада
Мир
Владелец соцсети Х Илон Маск выступил против запрета TikTok в США
Происшествия
Силы ПВО сбили три беспилотника над Белгородской областью
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Евгений Писарев считает, что люди устали от скандалов, пытается задать свой театральный тренд и убежден, что лучше быть хорошим человеком, чем талантливой сволочью. Об этом режиссер и актер рассказал «Известиям» в преддверии открытия 70-го сезона в Театре имени Пушкина, который он возглавляет уже почти 10 лет.

— 2019-й — год театра, но главными «спектаклями», привлекающими к себе общественное внимание, становятся слияния, забастовки актеров, конфликты директоров и худруков. У вас же всё как-то тихо, мирно… Почему выпадаете из тренда?

(Долго смеется.) Да уж… На самом деле не очень веселый вопрос. Сейчас время, когда все пытаются словить хайп. Эти скандалы, митинги, забастовки, конечно, привлекают к театру внимание, но совсем не то, которое бы хотелось. Думаю, всё это достаточно скучно. У нас, конечно, тоже иногда происходят внутренние конфликты, но мы не выносим сор из избы. Часто раздоры случаются там, где нет работы, где люди не заняты делом.

— Вы открыли 70-й юбилейный сезон. Что подготовили для зрителя?

— Я бы не хотел упирать на слово «юбилей». Круглые даты и светские мероприятия, им посвященные, тоже скоро станут всех раздражать. Включаешь телевизор — там чей-нибудь очередной юбилей. С театрами то же самое. Недавно был на встрече с мэром Москвы Сергеем Собяниным, собирался его пригласить к нам, а тут, оказывается, юбилей и у ТЮЗа, и у Театра Маяковского, и у Театра сатиры… И все приглашают мэра. Тогда я ему сказал: «Пожалуйста, не приходите к нам; если станете ходить на все юбилеи, когда вы Москвой будете руководить?»

Худрук Театра имени Пушкина Евгений Писарев

Худрук Театра имени Пушкина Евгений Писарев

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

На сезон у нас запланирован ряд премьер, в том числе связанных с историей театра. Первая, в октябре, — детектив Джона Бойтона Пристли «Инспектор пришел». Когда-то этот спектакль, поставленный Таировым, был в репертуаре Камерного театра. Это знаковое для нас произведение. Ставить будет под моим руководством Олег Пышненко, а инспектора сыграет Григорий Сиятвинда. Зимой Владимир Моташнев выпустит музыкально-хореографический спектакль «Игра любви и случая» по пьесе Пьера де Мариво. Эта работа, как и «Инспектор пришел», выросла из творческой лаборатории, которую я устроил в рамках театра для тех, кому тесно в актерской профессии и кто хотел бы попробовать себя в режиссуре.

Семен Серзин готовит собственную инсценировку романа Толстого «Воскресение». В планах и «Мамаша Кураж», которой Юрий Бутусов должен завершить нашу брехтовскую трилогию. Веду переговоры с Евгением Марчелли и Дмитрием Крымовым.

25 декабря на юбилейном вечере театра мы вспомним всю нашу историю, начиная от возникновения Камерного театра и до сегодняшних дней. В нем примет участие вся труппа, а также Сергей Лазарев и Александр Феклистов, которые с нами так давно, что приглашенными мы их не считаем.

— Вы сами в этом сезоне будете что-то ставить?

— Я так увлекся пьесами Пьера де Мариво, что сейчас это мой любимый драматург. В начале апреля выпущу «Ложные признания» с Викторией Исаковой, Верой Алентовой, Борисом Дьяченко, Таисией Вилковой и другими актерами. Эта вещь никогда не шла в России, хотя во Франции она одна из самых популярных пьес. «Ложные признания» — нечто среднее между «Собакой на сене» Лопе де Вега и «Месяцем в деревне» Тургенева. История о любви, о наших фантазиях и страхах, с ней связанных.

Я раньше ставил в основном пьесы с большим количеством внешних обстоятельств. А здесь героями движут скорее внутренние страхи и мотивации. Надеюсь, эта история найдет отклик у зрителей. По крайней мере я всегда слежу за контекстом и стараюсь не делать того, что делают другие. Поэтому сейчас, когда, казалось бы, много поводов заняться каким-то сатирическим или политическим театром, я хочу двинуться, как бы это высокопарно ни звучало, в сторону жизни человеческого духа.

— В соседних с вами театрах — на Малой Бронной и МХАТ имени Горького — недавно сменились худруки, оба (Константин Богомолов и Эдуард Бояков) — звезды светской хроники. Конкуренция за зрителя усилится?

— Я желаю всем коллегам удачи. Пусть цветут все цветы. Конечно, ко мне уже приходили взволнованные пиарщики нашего театра, спрашивали, что нам делать в связи с тем, что рядом появились такие одиозные персонажи, вокруг которых столько светских новостей? Чем мы сможем это перебить? Говорю: «Дорогие, этих игроков мы не переиграем. Давайте сосредоточимся на спектаклях. Уверен, число поклонников Театра имени Пушкина не уменьшится. А вот когда у наших соседей по Тверскому бульвару возникнут яркие интересные спектакли, на которые ломанется народ, тогда, наверное, и начнем волноваться».

Недавно к нам пришел новый директор. Говорю ему в шутку: «Ну давайте, может, мы с вами подеремся для разнообразия». Но я не такой человек. Моим пиарщикам в театре довольно сложно, потому что, кроме спектаклей, артистов и полных залов, мне нечего им предъявить. В ближайшее время не собираюсь ни жениться, ни разводиться, ни драться… (Смеется.) У каждого свой путь.

— Кстати, почему вы решили разделить полномочия и пригласить директора?

— Я изначально не собирался быть директором. Я и в худруки-то не планировал идти, но как-то прижился, вошел во вкус. Действительно, чтобы узнать, как функционирует весь театр, а не только его художественная часть, мне потребовалось его возглавить. Но я всегда знал, что это временная мера. Я тратил очень много времени, сил и нервов на всю эту бюрократию. Не люблю это, а есть люди, которые получают удовольствие. Например, мой учитель, Олег Павлович Табаков, очень любил считать деньги, заниматься ремонтом, договариваться с важными людьми. Я в этом смысле плохой директор.

Евгений Писарев

Евгений Писарев

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

А еще после скандала с 15 тыс. рублей, которые я якобы украл у театра… Тогда мне журналисты звонили: дескать, вы вслед за известным режиссером тоже расхищаете государственную собственность? Смех смехом, но я три месяца провел в общении со следователями, никакой радости мне это не принесло, хоть история и имела анекдотический характер. Это заставило призадуматься. В результате так сложилось, что из МХТ имени Чехова ушел Владимир Жуков, заместитель художественного руководителя по хозяйственной части. Я его хорошо знал еще по работе с Олегом Табаковым. Сделал ему предложение, с моей подачи кандидатуру рассмотрел департамент культуры Москвы, был изменен устав, введено двуначалие, и Владимир Иванович приступил к обязанностям. Надеюсь, всё сложится. Даже за прошедший месяц я чувствую изменения.

— Люди творческих профессий всегда пытаются дотянуться до невозможного, прыгнуть выше головы. Интересно, как с этим у худруков обстоит дело? Ведь, по сути, каждый год одно и то же: составить планы на сезон, пригласить режиссеров, расписать премьеры и репетиции…

— Терзает ли меня рефлексия? Терзает, конечно. Я не пример для других, то, что я делаю, наверное, не совсем правильно, но я веду театр абсолютно интуитивно. У меня нет и никогда не было какой-то художественной программы, которую я бы вам сейчас изложил. Сомнения постоянно со мной. Но в то же время мои сомнения — это моя уверенность в том, что я не сошел с ума. Я пока, слава богу, не заявляю с уверенным видом, что знаю, как надо. Но я чувствую, какой человек приживется, какой нет, с каким режиссером может сложиться контакт, а с каким — нет.

Я слушаю труппу, внимателен к ее интересам и потребностям. Но, конечно, у меня, как у других нормальных руководителей, часто бывает ощущение: «Да пошло оно всё на фиг. Сил никаких, благодарности не получишь, здоровья всё меньше».

К тому же я не игрок. Если нужно соревноваться — я заранее проиграл. Никогда не любил соревнования, никогда в них не участвовал. Когда был артистом, совершенно не умел проходить кастинги. Видел людей, которые рвались, потели, краснели, и... пропускал их вперед. Радовался и расцветал только там, где мне были рады, где меня хотели и любили. Когда я понимаю, что внимание ко мне исчерпалось, то у меня пропадает желание и силы что-либо делать. Я такой цветок, который может расти только в любви.

И потом, я хочу остаться честным порядочным человеком. У меня никогда не было — и это, наверное, неправильно — идеи фикс «плюнуть в вечность». И если обо мне будут вспоминать: «ну… как режиссер он мне не очень нравился, зато это был достойный человек», то от этого я буду счастлив гораздо больше, чем если скажут: «мразь, конечно, редкая, но талант!».

Справка «Известий»

Евгений Писарев окончил Школу-студию МХАТ в 1993 году (курс Юрия Еремина).

С 1996 года работает как режиссер. В 2007-м стал помощником худрука МХТ им. А.П. Чехова Олега Табакова, спустя три года возглавил Театр им. А.С. Пушкина. Лауреат театральных премий, заслуженный артист России.

Прямой эфир