Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп указал на выход переговоров по урегулированию на Украине на финальный этап
Мир
Дмитриев указал на панику сторонников продолжения украинского конфликта
Мир
Зеленский выразил намерение обсудить с Трампом территориальные уступки Украины
Мир
FT сообщила о беспокойстве Киева из-за разговора Путина с Трампом
Мир
Трамп заявил об отсутствии дедлайнов по урегулированию на Украине
Мир
Трамп заявил об уверенности в настрое РФ достичь договоренности по Украине
Мир
Трамп заявил об отсутствии у ЕС решения по использованию замороженных активов РФ
Мир
Зеленский прибыл в Мар-а-Лаго на встречу с Трампом
Мир
Путин и Трамп договорились оперативно обсудить итоги контактов США и Украины
Мир
Ушаков призвал Киев принять решение по Донбассу с учетом ситуации на фронтах
Мир
Разговор Путина и Трампа по телефону продлился 1 час 15 минут
Мир
Ушаков сообщил о схожей позиции Путина и Трампа по европейскому плану по Украине
Мир
Дмитриев назвал важнейшим телефонный разговор Трампа и Путина
Мир
Трамп назвал украинский кризис самым трудным для себя
Спорт
Артемьев стал серебряным призером чемпионата мира по быстрым шахматам
Спорт
Хоккеисты ЦСКА впервые в сезоне обыграли «Спартак»
Мир
Фанаты Трампа собрались около резиденции в Майами перед переговорами с Зеленским
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Информацию о клиентах российских банков, платежных систем и операторов связи начнут обрабатывать на единой платформе. Реальные, хотя и обезличенные данные будут использоваться для тестирования связанных с Big Data сервисов. Это предусматривает проект ассоциации, в которую входят Сбербанк, «Мегафон», Qiwi и другие крупные игроки. Оборот обезличенных данных никак не регулируется и находится в «серой» зоне, отмечают эксперты. Беспокоят их и возможные утечки персональной информации.

Данные в песок

Ассоциация больших данных, в которую входят Сбербанк, Тинькофф Банк, «Ростелеком», «Мегафон», Qiwi, до конца года планирует создать тестовую площадку-«песочницу» для обработки данных своих участников. Об этом «Известиям» рассказал исполнительный директор организации Алексей Нейман. По его словам, члены ассоциации готовы делиться обезличенными данными своих клиентов — при условии минимизации рисков утечки.

По словам Алексея Неймана, площадка, на которой будут агрегированы данные о миллионах пользователей, будет некоммерческой — но технологии и сервисы, апробированные в «песочнице», участники ассоциации, их партнеры и внешние стартапы впоследствии смогут монетизировать, надеется он.

Девушка со смартфоном
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко

По планам организаторов проекта в экспериментальную площадку будут попадать анонимизированные данные о продажах товаров и оказании услуг, а также о других событиях. Это может быть информация о платежах сотовых абонентов, покупках по картам банков, перемещениях пользователей смартфонов. Анализ данных, возможно, позволит разработать такие сервисы, о которых сейчас даже не задумываются коммерсанты, полагает Алексей Нейман.

Сервисы на основе собранных в «песочнице» данных также будут востребованы государством и муниципальными властями, уверен он. Анализ информации о перемещениях людей поможет в планировании дорожного строительства, оптимальном размещении школ, поликлиник, МФЦ, рассуждает он. По его мнению, помогут эти данные и бизнесу — например, для поиска мест для новых магазинов и формирования их ассортимента (здесь можно использовать информацию о среднем чеке в том или ином районе).

Опрошенные «Известиями» крупные компании отнеслись к инициативе скорее положительно. Группа «Тинькофф» заинтересована в тесте новых технологий, связанных с Big Data, отметил ее представитель.

Идеи, опробованные в «песочнице», сработают на улучшение сервисов «Мегафона» и клиентского опыта, рассчитывает представитель оператора. По его словам, аналогичный проект действует внутри «Мегафона»: менее чем за год было рассмотрено 800 идей, рассказывает он. В их числе роботизированная платформа голосового синтеза для call-центров и система рекомендаций контента пользователям, рассказывает собеседник «Известий».

Терминал для оплаты банковскими картами
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

— Мы получили приглашение и планируем принять участие в этом пилотном проекте, — рассказали «Известиям» и в пресс-службе Сбербанка.

«Песочница» поможет апробировать модели, построенные на принципах взаимного обогащения данных, отмечает директор по данным Qiwi Юлия Богачева. Qiwi готова делиться данными, связанными с анализом предпочтений ее клиентов, говорит Юлия Богачева. Компании интересно всё, что связано с персонализацией, — например, рекомендации или бонусные программы, поясняет она.

В «Ростелекоме» знают о проекте, но дополнительных комментариев не дают.

Данные в потемках

И Алексей Нейман, и опрошенные «Известиями» эксперты отмечают: риск подобных проектов связан с тем, что оборот обезличенных данных до сих пор находится в «серой» зоне, то есть никак не регулируется, хотя уже есть законодательные инициативы по этой теме. Именно поэтому Ассоциация больших данных пригласила к участию в своем проекте Минэкономразвития и Минкомсвязь (с письмами организации в эти ведомства ознакомились «Известия»), а также собирается вовлечь представителей Роскомнадзора. Участие представителей государства нужно, чтобы принимать оптимальные решения в спорных ситуациях, возникающих при использовании обезличенных и технических данных, объясняет Алексей Нейман.

Представители Минкомсвязи и Минэкономразвития на момент публикации не ответили на запросы «Известий».

Существование «песочницы», в которой будут сливаться данные, создает угрозу болезненных утечек персональной информации, предупреждает руководитель проекта Content Review Сергей Половников. Процедура обезличивания непрозрачна, делящийся данными гражданин совершенно не представляет, что с ними происходит потом, рассуждает эксперт. Кроме того, анонимизация — понятие относительное: сейчас информации о людях уже очень много, и восстановить личность, сложив данные о человеке, содержащиеся в различных источниках, не составляет труда, уверен он. Сергей Половников согласен, что законодательство в сфере Big Data нуждается в серьезной проработке.

Клиенты в офисе банка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Действующее регулирование таково, что на обезличивание данных и их использование нужно согласие гражданина, отмечает представитель «Тинькофф». Это затруднительно и совершенно избыточно в случае с анонимизированными данными, считает он. Приглашение к участию в «песочнице» ведомств он считает логичным.

В июле стало известно, что вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак направил в правительство проект поправок в закон «О персональных данных», разрешающий использовать обезличенную информацию о гражданах без их согласия. При этом данные надо обезличить так, чтобы раскрыть человека не помогла никакая дополнительная информация. Инициатива не дает операторам права продавать личные данные своих клиентов, а создает возможность передавать анонимизированную информацию для улучшения работы сервисов, например, для городского благоустройства, анализа трафика дорожного движения или спроса на услуги, поясняли «Известиям» в аппарате Совфеда.

Любые эксперименты с данными о конкретных людях вызывают настороженность, считает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. От утечек из госструктур и компаний в России не застрахован никто, сетует он. Насколько качественно будут обезличены данные пользователей, сказать сложно — поэтому проведение опытов в сфере Big Data под контролем государства оправданно, заключает эксперт.

Читайте также
Прямой эфир