Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Женщина погибла в результате подрыва автомобиля на мине в Курской области
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Новодмитровка в ДНР
Общество
Уровень доверия россиян Путину составил 78,8%
Мир
Новак сообщил о планах России продолжить развитие сотрудничества с ОПЕК
Мир
СМИ сообщили об экстренном заседании НАТО из-за удара «Орешника» по Украине
Общество
Москвичам посоветовали вечером в пятницу пересесть на общественный транспорт
Экономика
Экономист указал на интерес ЕС к удобрениям из РФ из-за надежности поставок
Мир
В США провели третью в истории страны смертную казнь азотом
Общество
Патрушев назвал недопустимым затягивание сроков запуска объектов по нацпроектам
Политика
Матвиенко назвала избирательную систему России одной из лучших в мире
Общество
Синоптики спрогнозировали зимой погоду в России теплее нормы
Происшествия
В ДНР мужчина погиб при взрыве заложенной в болгарку гранаты
Интернет и технологии
WhatsApp добавил функцию расшифровки голосовых сообщений на русском языке
Общество
В Россию из лагеря беженцев в Сирии возвращены 26 детей
Общество
ФНС закрыла юрлицо Блиновской после признания ее банкротом
Политика
В ГД указали на право РФ использовать вооружение против объектов атакующих стран
Мир
Глава МИД Венгрии назвал санкции США против Газпромбанка угрозой для Европы
Общество
Комитет Госдумы поддержал проект об оборотных штрафах за утечку данных
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Риторика правительства России относительно внедрения электрокаров в стране изменилась: если ранее они были в приоритете, как во многих других странах, то теперь чиновники не видят в этом экономического смысла. Замминистра Минпромторга Александр Морозов поставил под сомнение ближайшие перспективы широкого внедрения электрокаров в России, призвав в первую очередь развивать производство транспорта на природном газе, поскольку он на 30% менее энергозатратен. Не будет правительство больше вводить и «нулевые» таможенные пошлины для электрокаров, выяснили «Известия». Эксперты соглашаются, что этот вид транспорта пока не может быть приоритетом для страны. Подробности — в материале «Известий».

Потеря энергии на тепло

Вопрос экологии автотранспорта при решении экологических проблем поднимался в Госдуме. Замминистра Минпромторга Александр Морозов высказался за смещения экологических приоритетов в автопроме в пользу автомобилей на газомоторном топливе, а не электромобилей, как это решили для себя страны Евросоюза, США, Китай и Япония.

«Когда мы с вами рассуждаем об электротранспорте, мы должны понимать, что в мегаполисе это означает производство электроэнергии где-то рядом: в Подмосковье либо прямо в Москве. Но законы физики таковы, что, если ты ездишь на электромобиле такой чистый, без отходов, это не значит, что их нет», — рассказал Морозов.

В качестве авторитетного примера замминистра привел результаты исследования двух немецких институтов, которые показали, что энергетическая эффективность автомобилей на газомоторном топливе существенно выше, чем у электрокара.

Станция зарядки электромобилей в Москве

Станция зарядки электромобилей в Москве

Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

«Немцы сделали допущение, что электроэнергия для электромобиля выработана ТЭЦ на природном газе, после этого ее подали в сеть, она пробежала по проводам, накопилась в аккумуляторе зарядной станции, а это очень мощный и очень дорогой аккумулятор в плане утилизации. И только после этого электроэнергия передалась в аккумулятор электромобиля, который тоже очень опасен для утилизации. Затем автомобиль двигается и расходует энергию, часть ее идет на выделение тепла. Так вот в этих условиях эффективность электромобиля по сравнению с газомоторным ниже на 28% — это собственно то тепло, которое выделялось в электросетях, а потом в самом электромобиле», — рассказал Морозов.

По словам чиновника, немецкие ученые не считали количество опасных отходов, которое сформировалось в результате производства и утилизации электрических батарей, поскольку отработанные аккумуляторы электрокаров Европы утилизирует Китай. В качестве дополнительного аргумента в пользу внедрения автомобилей на газомоторном топливе, по мнению Морозова, служит то, что современные автомобили на газе без сложных доработок уже соответствуют экологическим требованиям стандарта «Евро-6».

«Когда мы говорим об электричестве, при таких просторах нашей родины, при таких отрицательных температурах зимой на большинстве территории страны, мы видим экономический смысл электромобилей только в крупнейших мегаполисах. Дальше уже есть вопросы. Когда мы говорим о газомоторном топливе — это универсальное топливо. У нас сегодня 3 тысячи бензиновых заправок и только 300 газовых, но, когда у нас будет 3 тысячи газовых заправок, вопрос доступности этого топлива будет решен, — сообщил заместитель министра. — Давайте будем откровенны: производство и утилизация батарей электромобилей стоит очень много денег и наносит колоссальный вред экологии. В этой связи, на мой взгляд, ситуация с природным газом гораздо более выгодная и экономически, и долгосрочна для нашего государства».

Электрокары нон-грата

Впрочем, окончательно отрекаться от электромобилей, внедрение которых прописано в «Стратегии развития автопрома до 2025 года», Минпромторг не готов. В пресс-службе ведомства «Известиям» пояснили, что министерство поддерживает развитие экологически чистого транспорта, как работающего на газомоторном топливе, так и с электрической силовой установкой. Однако из реальных дел пока есть только субсидия на покупку пассажирского электротранспорта: трамваев, троллейбусов, электромобилей и электробусов. С ее помощью с 2016 по 2018 год было просубсидировано производство 60 электробусов. Наравне с субсидиями на покупку электробусов (пока закупают только Москва и Санкт-Петербург) в 2020 году будет стимулироваться поставка в лизинг автобусов и прочей коммерческой техники на газомоторном топливе. С 2019 года действует субсидия производителям техники, использующей природный газ в качестве моторного топлива, получателями скидки могут быть граждане и юридические лица, на этот год общий фонд субсидии — 2,5 млрд руб.

электробус

Электробус

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко

Тем не менее каких-либо специальных мер для производства легковых электрокаров пока не предусмотрено, как и облегченного импорта. В 2014–2017 годах в России ставки таможенных пошлин на ввоз легковых электромобилей снижали с 17% до 0%. Именно на эти годы приходятся наибольшие объемы ввоза электротранспорта в Россию. Но в 2018 году «нулевые» ставки не продлили. И как сообщили «Известиям» в пресс-службе Минпромторга, в ближайшее время «снижение пошлин для электромобилей не предусмотрено».

Печка с трубой для электробуса

Задачу по активному развитию в России рынка газомоторного топлива федеральным министерствам и ведомствам поставил президент Владимир Путин. В связи с этим Минэнерго России совместно с компанией «Газпром газомоторное топливо» разработало проект программы «Развитие рынка газомоторного топлива», предусматривающей ряд субсидий. В частности, предполагается, что для переоборудования легкового автомобиля на газ для граждан максимальная субсидия составит 27 тыс. рублей при стоимости переоборудования 90 тыс. рублей.

Внедрение электромобилей в повестке российского правительства изначально появилось с подачи российского офиса американского консалтингового агентства McKinsey, которое в 2018 году разработало для правительства «Стратегию развития автопрома России до 2025 года». По мнению независимого консультанта по автопрому Сергея Бургазлиева (эксперт участвовал в доработке стратегии. — «Известия»), американцы просто скопировали в российскую стратегию часть своих разработок для европейских и американских заказчиков, не учитывая российской специфики. Именно поэтому в риторике правительства и появились электромобили.

Московский трафик зимой

Московский трафик зимой

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

«В то же время в России, где шесть месяцев в году отрицательные температуры, о каких-либо преимуществах электротранспорта говорить не приходится, поскольку большую часть энергии такой транспорт тратит на обогрев салона и батареи. Даже российские электробусы используют дизельный обогреватель салона, который из-за своих экологических характеристик фактически сводит на нет нулевой выхлоп электробуса», — отметил Бургазлиев.

Читайте также
Прямой эфир