Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Колумбия заявила об интересе во вступлении в БРИКС в качестве полноправного члена
Происшествия
Минобороны сообщило о сбитых силами ПВО 46 воздушных целях в трех регионах
Мир
СМИ указали на принуждение Белым домом СБ ООН проголосовать против членства Палестины
Общество
В Курганской области остаются подтопленными более 2 тыс. жилых и 3,3 тыс. дачных домов
Мир
Страны G7 рассказали о планах на замороженные активы России
Общество
В Тюменской области ограничили движение по дороге в Казахстан из-за паводка
Общество
Собянин представил стратегию развития столичного здравоохранения до 2030 года
Общество
Синоптики спрогнозировали дожди и облачность в Москве 18 апреля
Общество
Частные организации не смогут выдавать сертификаты по русскому для мигрантов
Экономика
ФАС напомнила продавцам куриных яиц о запрете на необоснованное повышение цен
Мир
В ФРГ задержали двух человек по подозрению в шпионаже в пользу России
Мир
Tagesschau указал на провал переговоров Шольца по Украине в Китае
Мир
Профессор СПбГУ объяснила важность темы Ближнего Востока на саммите ЕС
Политика
Полянский обвинил зампостпреда США в манипуляциях и лжи
Мир
В раде указали на возможность мобилизации до 10 тыс. осужденных украинцев
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана за четыре часа вырос на 2 см и достиг 972 см
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Дмитрий Астрахан хочет разобраться в советском человеке, не верит в будущее экспериментального театра и не против мифологизации истории. Об этом режиссер рассказал «Известиям» в разгар работы над новым фильмом «Судьба диверсанта».

Фильм, который вы снимаете, основан на реальных событиях?

— Да, это история о подвиге электрика железнодорожной станции, который состоял в партизанском отряде и взорвал 16 немецких танков. 30 июля 1943 года в разгар Курской битвы на фронт в эшелоне шли немецкие «Тигры». Это были мегамашины: такой танк поражал цель с 1,5–2 км. У «Тигров» была особая оптика, непробиваемая броня, поразить их можно было только в упор. Эшелоны с танками и боеприпасами остановились в Белоруссии на станции Осиповичи, и наш диверсант взорвал четыре немецких эшелона всего двумя минами.

— Звучит фантастично.

— Но это факт. Федор Крылович работал электриком и придумал целую операцию по подрыву — вывел из строя светофор, в результате на путях скопилось несколько поездов и рядом с танковым составом оказался эшелон с горючим. У героя было всего две мины, но он благодаря этим цистернам с бензином разнес всю станцию. Эта операция считается одной из самых больших сухопутных диверсий Второй мировой войны.

Режиссер Дмитрий Астрахан

Режиссер Дмитрий Астрахан

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Сохранились фотографии, документы, есть рассказы очевидцев. Кстати, в отряде у него была кличка Герой. Федор Крылович был очень независимый, действовал не всегда по инструкции, а исходя из реальной ситуации, прослыл достаточно своевольным. Видимо, после подвига он с кем-то поссорился и к награде представлен не был. Почести получил позже, в 1949 году. В фильме я хотел рассказать историю героической личности — человеке, который воевал за Родину, а не за ордена.

— Что для вас самое важное в этой теме?

— В фильме сделан акцент на героизме. Есть такое понятие — «советский человек». Я пытался разобраться, кто это. Откуда эта любовь к родине, беззаветная отвага, беспримерный подвиг? «Гвозди б делать из этих людей: крепче б не было в мире гвоздей». Наш герой пронизан духом патриотизма, он олицетворяет целое поколение, которое выиграло войну. Было интересно показать, что сформировало этих людей. Во многом это кино, искусство того времени. Федор, как и все молодые люди предвоенных лет, смотрел советские фильмы, и, совершая свои поступки, он себя как бы отождествляет с персонажами великих лент. В главных ролях — Андрей Смоляков, Александр Семчев. Федора Крыловича играет Алексей Суренский.

Ф. Крылович (слева)

Федор Крылович (слева)

Фото: из семейного архива С. Крылович

Почему сегодня до сих пор снимаются фильмы о Великой Отечественной? 70 лет прошло.

— Фильмы о войне снимались, снимаются и будут сниматься. Потому что это реальный подвиг, реальная память. На войну недостаточно одного взгляда, можно много нового рассказать, под другим углом зрения посмотрев на события тех лет.

— Для молодых та война — уже миф. Как вы относитесь к мифологизации истории?

— Считаю, вопрос только в одном: какие цели преследуют эти мифы? Автор должен показать, за что он выступает и что он категорически не приемлет.

На недавнем Международном фестивале еврейского кино ваши давние фильмы «Из ада в ад» и «Изыди» получили почетный приз. Что для вас значит национальная тема?

Национальный вопрос для меня никогда главным не был. Считаю, что тема может быть еврейская, арабская, какая угодно, но если картина не рассказывает об общечеловеческих ценностях, она не может быть удачной. Эти фильмы говорят о том, что национальная вражда, вызываемая какими-то заинтересованными группами, всегда чужда обычным людям.

Может ли культура быть вне политики?

— Искусство всегда затрагивает какие-то социальные темы. Насколько они являются политическими — отдельный вопрос. Вне социальных проблем культура существовать не может. Любая проблема — те же отношения между мужчиной и женщиной — имеет социальный характер.

— В вашем недавнем фильме «Игра» 40-летний мужчина обнаруживает, что жизнь его полна лжи. Почему вдруг возникла такая тема?

— Проблема лжи и правды есть в жизни каждого человека. И всем нам рано или поздно предстоит сделать выбор. Что предпочесть? Вопрос непростой и не имеет однозначного ответа. Всегда ли нужна правда и только ли она необходима для счастья? А если ложь окажется лучше? Вопрос очень тонкий.

Судя по фильму, вы согласны с цитатой Максима Горького: «Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой».

— И еще с Пушкиным: «Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман». Что делает общество и человека счастливым? При серьезности темы мы со сценаристом Олегом Даниловым старались сделать увлекательное кино.

Режиссер Дмитрий Астрахан

Режиссер Дмитрий Астрахан

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

— Режиссеры говорят, что сегодня мало хороших сценариев. Вы согласны?

— Хорошие сценарии — всегда проблема. Они пишутся долго, кропотливо, требуют трудной работы. Думаю, драматургия — самый сложный этап в кино. Много хороших сценариев не бывает, это правда. Мне в жизни повезло, я работаю с прекрасным сценаристом. Но вообще сегодня действительно нехватка новых тем, не так часто нас поражают интересными историями.

— Многие режиссеры за неимением хороших сценариев обращаются к классике — проверено.

— Тут важно, что в результате остается от классических тем, только название или нечто большее.

— В последнее время вы предпочитаете кинематограф театру. Сценическое искусство стало вам менее интересно?

Театр будет всегда интересен. Люди идут туда за живыми эмоциями, которые рождаются на их глазах. Есть театры, которые увлекаются разнообразными экспериментами. Но есть и те, что придерживаются традиционных взглядов и ориентированы на публику. Я думаю, такие в итоге и выживут. А экспериментальные будут сужаться до малых сцен, небольших залов.

— Как вы считаете, будущее за кино или за сериалами?

Наверно, за сериалами. Всё-таки самые сильные, самые интересные творческие силы работают в этом направлении. Хотя, я думаю, кино тоже будет, если оно останется качественным. В первую очередь фильм должно быть нескучно смотреть.

Справка «Известий»

Дмитрий Астрахан в 1982 году окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Работал режиссером Свердловского ТЮЗа, ставил спектакли в театрах России и за рубежом, стажировался у Георгия Товстоногова в БДТ. С 1991 по 1995 год руководил петербургским Театром комедии имени Н.П. Акимова. В кино дебютировал в 1991 году, режиссерская фильмография включает 30 фильмов. Заслуженный деятель искусств РФ.

Прямой эфир