Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Общество
Отдавшего приказ бомбить нефтебазу командира ВСУ приговорили к 18 годам заочно
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Политика
В Совфеде оценили использование Канадой титана из России в обход санкций
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Лукашенко указал на причину провала протестов в Белоруссии
Мир
В МИД РФ заявили об открытии дипмиссии в Экваториальной Гвинее в ближайшие недели
Мир
Уход войск США из Нигера назвали стратегической победой России
Мир
Лукашенко назвал нынешний уровень жизни в Белоруссии лучшим в истории
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Сцена для технологий

Культуролог Олег Иванов — о том, как изменится театральный процесс в России
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сегодня почти все крупные компании занимаются прогнозированием будущего своей отрасли, пытаются понять потребительский интерес или самостоятельно задать тренд. Например, в одном японском автоконцерне поставляют на рынок детские игрушки — точные копии моделей авто, которые планируется выпускать спустя лет 20. Цель проста — вложить в нынешних детей симпатию к определенным маркам.

Несколько лет назад в театральном пространстве России стали очень модными иммерсивные спектакли. Они существовали и в 1990-е, но только недавно, с приходом свежих людей в театр и обновлением публики, получили расцвет. Теперь билеты на них можно продавать по 20 тыс. Что это — просто везение или грамотная, просчитанная стратегия и маркетинг? А может, и то и другое? Судить не берусь, однако очевидно, что театральная отрасль, как и любая другая, требует системного изучения и ясных прогнозов.

Для этого с ректором ГИТИСа Григорием Заславским и режиссером Эдуардом Бояковым мы создали «Лабораторию будущего театра» — проект, посвященный исследованиям и творческим экспериментам в этой сфере. Наша практическая цель — содействовать увеличению зрительской аудитории театров в разных городах России, и прежде всего в регионах, большинству из которых сегодня требуется обновление. На уровне теории мы разрабатываем модель театра будущего в зависимости от изменений драматургии и смыслов, театрального пространства, технологий, смены предпочтений публики и многих других факторов. Отсюда появились «Основы развития театра и театрального дела» — комплексное, системное описание и оценка текущей ситуации в театральной среде и живой взгляд в будущее.

Мы попытались охватить всю театральную сферу, не исключая, а, наоборот, внимательно приглядываясь к частным театрам, которых в нашей стране оказалось больше, чем государственных, и которые сегодня в значительной степени оказывают влияние на культурный ландшафт городов. Проанализировав ситуацию с частными театрами в России мы пришли к неутешительным выводам: в среднем многие из них живут всего три года. Есть и исключения — екатеринбургский «Коляда-театр», московский «Квартет И», успешно работающие многие годы. Но большинство авторских проектов умирают в зародыше.

Одна из причин — невозможность на собственные средства развивать независимый проект и выживать в условиях конкуренции с гостеатрами, имеющими бюджетную поддержку. Кроме того, в отличие от других стран у нас в целом слабо развит институт театрального продюсирования. С другой стороны, появляется всё больше молодых людей, принципиально избегающих господдержки и ищущих альтернативные источники финансирования, а также продюсеров, готовых рисковать. Думаю, можно предположить, что в будущем независимые проекты составят достойную конкуренцию гостеатрам.

Последние тоже претерпят серьезные изменения. Судя по тенденции, в будущем большинство из них будут выведены из прямого бюджетного финансирования. Поддержка станет более гибкой, а ее получатели — более диверсифицироваными. В течение нескольких лет как на законодательном уровне, так и в самой театральной среде могут появиться дополнительные условия для роста частного финансирования — эндаумент-фонды, институт меценатства и т.д. Государство играет определяющую роль в развитии театрального дела, но сама модель гостеатра себя практически исчерпала с точки зрения развития и дальнейших перспектив роста.

Сегодня технологическая революция пронизывает все аспекты театральной деятельности, начиная от вооруженности сцены, трансформации бизнес-модели и заканчивая коммуникацией со зрителем. Новые технологии расширяют аудиторию, позволяя приобщать к театру прежде не охваченные социальные группы. При этом очевидно, что, несмотря на сегодняшнюю популярность сценических искусств, в обозримом будущем коллективы будут биться за зрителей не между собой, а с YouTube. И это тоже надо учитывать, если мы не хотим спустя десятилетие увидеть полупустые залы.

Некоторые худруки, как, например, Олег Меньшиков, уже сегодня создают свои каналы на YouTube и через новые формы коммуникации знакомятся со зрителями, пытаются увлечь их своими замыслами и проектами. Популяризуют искусство среди подростков, которые, как и в случае с японским концерном, в будущем подсознательно захотят сходить именно в тот театр, с которыми они получили первый опыт в юности.

Развитие технологий несомненно окажет существенное влияние и на театральный процесс. Можно даже предположить, что роботы, голограммы, видеоарт и компьютерная графика начнут теснить на сцене живого актера. Спектакли можно будет смотреть в формате 3D, не выходя из дома.

Однако это не изменит главное в театре. Он всегда подвергался воздействию — со стороны государства, рынка, меняющихся запросов публики, но при этом скорее не благодаря, а вопреки этому влиянию продолжал сохранять (а иногда и наращивать) качество. Если говорить о будущем, то наиболее правдоподобно, на наш взгляд, выглядит гипотеза о том, что в театре всегда будет преобладать живая эмоция и сохраняться устойчивый «треугольник» между актером, ролью и зрителем. Режиссер продолжит организовывать актера и пространство, драматург — роль и смыслы, а театральный продюсер — зрителя и экономику. В этом суть театра, которая будет востребована зрителем и через сто лет.

Автор — куратор «Лаборатории будущего театра» ГИТИСа, директор Центра исследований культурной среды философского факультета МГУ им. Ломоносова

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир