Мне кажется, что люди, выступающие против объединения Волковского и Александринки, лукавят, подменяя понятия, и намеренно именуют ликвидацией творческий и административный союз двух прекрасных театров. Этот союз осуществляется для того, чтобы улучшить логистику, открыть новые творческие возможности для коллективов, зрителей и всех, кто связан с этими культурными институциями.
К чему тут причитания на тему якобы происходящего убийства регионального театра с далеко идущими последствиями?! Происходит прямо обратное: повышение внимания к региональному театру (в данном случае ярославскому) за счет союза с крупным столичным коллективом. В то же время я абсолютно убежден, что и для столичных театров подобное сотрудничество может иметь выгоду.
Есть такая формула: «Театр — это помещение, которое должно постоянно проветриваться». Там не должно быть застоя. Мне кажется, этот союз между театрами — еще один из способов привлечь новые энергии. Но главное, во что я верю, так это в людей, разработавших идею. Это очень прогрессивные, серьезные театральные художники, которых до сей поры было невозможно упрекнуть в каких-то непонятных, неадекватных действиях, направленных на разрушение. Наоборот, это строители театров.
Валерий Владимирович Фокин только за последние годы возродил Александринку, прибавил к ней новую сцену, построил Центр Мейерхольда. Он организует фестивали, приглашает самых успешных режиссеров. То же самое можно сказать и о Евгении Жозефовиче Марчелли, блистательно отработавшем не один год в различных условно провинциальных театрах.
У меня вопрос: неужели те, кто говорит о некоем желании убить региональный театр, всерьез считают, что эти люди вынашивают подобные планы или их можно прогнуть под чьи-то интересы? Думаю, тут дело больше в финансах. Кого-то существенно задело то обстоятельство, что под проект отдают недостроенный филиал МХТ имени Чехова. Это дело Олега Павловича Табакова, которым он горел. Сегодня оно оставлено людьми, которые должны были его подхватить.
Но, слава Богу, есть те, кто готов довести до конца строительство и наполнить существенным содержанием площадку, находящуюся в отдаленном районе Москвы. Олег Павлович мечтал, чтобы мхатовские спектакли были доступны не только тем, кто живет в центре. В данном случае большую доступность будут иметь постановки Волковского и Александринского театров. И прекрасно. Это тоже передовые театры России. Можно предполагать, что эту сцену будут задействовать еще и под фестивальные, гастрольные проекты. Разве плохо, что площадку берут под крыло люди с прекрасным опытом театрального менеджмента? Чему здесь можно не порадоваться?
Но главное, о чем хочу сказать. Мне кажется очень вредным, пошлым и диким публичное обсуждение художественных намерений и планов, творческих реформ. Митинги, собрания коллективов. Сегодня общественность обсуждает решение о союзе творческих сил. Дальше придем к тому, что будем выносить на коллективное обсуждение любой шаг театральных руководителей, публично рассуждать о том, как должна функционировать «Золотая маска», насколько репертуары соответствуют региональной специфике, достаточно ли ярославских авторов в репертуаре Волковского театра или петербургских в Александринке. Эти публичные дискуссии о творческих вопросах и есть смерть театра.
Автор — театральный и кинорежиссер, актер
С альтернативной точкой зрения на проблему выступил режиссер Юрий Грымов
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции