Как берег турецкий: бизнес просит субсидий для перезапуска туризма
Российский бизнес предложил Минэкономразвития компенсировать инвесторам, строящим туристические объекты, затраты на ЖКХ-инфраструктуру, субсидировать энергозатраты на подогрев бассейнов, обнулить ряд налогов и помочь с рекламой за рубежом. Об этом говорится в письме «Опоры России» в ведомство («Известия» ознакомились с документом). Выдвинутые инициативы вобрали в себя лучшие практики ведущих туристических центров — Турции, Европы, ОАЭ, которым удалось за 15 лет выстроить конкурентную политику. Но эксперты уверены: несмотря на меры поддержки бизнеса, внутренний туризм в России не начнет развиваться, если платежеспособность населения не будет расти.
Тепло круглый год
Для развития внутреннего туризма в России бизнес предлагает компенсировать затраты на строительство инфраструктуры по примеру Сингапура и Турции, а также освободить от НДС материалы и товары, которые необходимы для возведения туристических объектов. Такие предложения содержатся в письме «Опоры России» в Минэкономразвития. Аналогичные условия, по мнению авторов документа, должны предоставляться и для строительства распределительных центров продуктов питания, обслуживающих туристические территории. Сегодня отсутствие таких хабов в курортных зонах приводит к тому, что стоимость оптовой закупки продуктов в Краснодарском крае и Крыму в 2–2,5 раза выше, чем в Москве.
Также инвесторам, строящим отели и туристическую инфраструктуру, необходимо компенсировать их затраты на ЖКХ-инфраструктуру, обнулить налоги на имущество, землю и прибыль (до полной окупаемости собственного капитала), говорится в письме. Например, нулевая ставка фискального сбора на землю применяется для инвесторов в Турции. Мера позволяет создать конкурентоспособный отель с обширной территорией.
Еще одно предложение, которое, по мнению бизнеса, поможет создать более привлекательные условия для туристов и обеспечить заполняемость гостиниц даже не в сезон, — это компенсация затрат на тепловую и электроэнергию от 50 до 80% (в зависимости от климатической зоны) для объектов с открытыми и закрытыми бассейнами и лагунами. Мера необходима для подогрева воды — за счет этого отели станут комфортными и в холодный период. Такая практика, как отмечается в документе, действует в Турции и некоторых объектах в Германии.
Сегодня затраты гостиниц в России на круглосуточный подогрев воды в бассейне могут достигать 1 млн рублей в месяц, и для некоторых объектов это непосильная сумма. Также одно из предложений бизнеса для повышения конкурентоспособности российских курортов — субсидирование рекламных затрат за рубежом, в частности участие в выставках и распространение контента в интернете.
В пресс-службе Минэкономразвития, которое курирует туристическую отрасль, не ответили на вопросы «Известий» о целесообразности этих мер. В Ростуризме также проигнорировали запрос.
МЭР сейчас готовит Стратегию развития туризма до 2035 года, говорил ранее министр экономического развития Максим Орешкин. По его словам, предполагается выработать меры по налоговому стимулированию, льготному финансированию и упрощению визового режима. Источник «Известий», близкий к ведомству, рассказал, что часть предложений бизнеса может войти в этот документ.
Вопрос выгоды
Меры поддержки бизнеса не смогут стать драйверами развития внутреннего туризма, если параллельно не будет повышаться уровень платежеспособности населения. Сегодня только четверть россиян могут позволить себе регулярно путешествовать, заявила «Известиями» глава Туристской ассоциации регионов России Светлана Ануфриенко. Эксперт отметила, что точками притяжения путешественников становятся не построенные отели, а уникальные объекты, ради которых люди едут в этот регион.
Гостиничный бизнес сегодня имеет очень низкую рентабельность, поэтому инвесторам проще свои средства вкладывать, например, в облигации федерального займа, где они гарантированно будут иметь доходность 8% годовых и возможность продажи в любое время, считает генеральный директор девелоперской компании Indigo Development Роман Еремян. По словам эксперта, несмотря на то что за последние годы в рублях доходы объектов коллективного размещения выросли в 2,5 раза, в валютном исчислении прибыль инвестированных средств отрицательная.
Это происходит из-за того, что объем номерного фонда в России растет за счет одноразовых мероприятий — например, саммитов ШОС, АТЭС, чемпионата мира по футболу. Но когда форум заканчивается, заполняемость этих гостиниц достигает максимум 23%. По словам эксперта, в странах, которые за последние 10–15 лет создали у себя конкурентоспособные туристические зоны, например, Вьетнам или ОАЭ, доходы от туризма выросли от 2 до 6,5 раза. В России же в холодное время не заполняются даже горнолыжные курорты. Те, у кого есть деньги, предпочитают ездить в Европу.
Максим Орешкин ранее отмечал: сейчас туристическая отрасль в России не раскрыла весь свой потенциал. Иностранные путешественники тратят в РФ $12 млрд. По словам министра, стоит задача удвоить эту сумму, а также создать условия для того, чтобы российские туристы делали выбор в пользу отечественных курортов.