На семи парках: в заказниках Москвы могут начать капстроительство
В семи природных парках и ландшафтных заказниках столицы — в том числе в «Царицыно и «Останкино» — могут появиться объекты капитального строительства. Это следует из тендерной документации департамента природопользования Москвы, с которой ознакомились «Известия». Эксперты отмечают, что формулировки техзаданий закупок, предполагающих разработку новых положений об охранном статусе территорий, довольно размыты. Они позволяют построить множество объектов — от музеев до СПА-центров и океанариумов. Экологи не видят в этом серьезной опасности для окружающей среды, но настаивают на необходимости установления жестких границ природных парков, которые не будут пересматриваться. В противном случае эти территории могут быть полностью застроены, опасаются они.
Тендеры на разработку положения об особо охраняемой природной территории (ООПТ) объявлены для парков «Останкино», «Царицыно», «Кузьминки-Люблино», «Долина реки Раменки», «Жулебинский», «Тушинский» и «Долина реки Сетунь». Все они уже носят статус ООПТ, но в пресс-службе департамента природопользования Москвы пояснили, что столичные заказники ждет «переоформление»: в августе прошлого года вступил в силу федеральный закон, требующий провести его до 1 июля 2020-го.
При этом в техническом задании на выполнение работ есть пункт, согласно которому на территориях этих парков в дальнейшем могут появиться новые капитальные сооружения. По документу подрядчик должен подготовить предложения по «установлению границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства».
На запрос «Известий» о типах и назначении зданий, которые могут появиться в столичных ООПТ, в пресс-службе департамента отметили, что в границах особо охраняемых природных территорий городское законодательство допускает возведение только определенных объектов капстроительства — физкультурно-оздоровительного, спортивного, эколого-просветительского и рекреационного назначения.
Кроме того, на территории парка здание может появиться только в том случае, если оно соответствует установленному режиму охраны и использования территории, а утвержденный проект планировки прошел согласования и получил положительное заключение государственной экологической экспертизы.
С градостроительной точки зрения пункт техзадания в тендерах московских властей оправдан, однако под эти формулировки подпадает достаточно широкий спектр объектов, отмечает президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева.
— Физкультурно-оздоровительным объектом может быть и СПА-центр с гостиницей, а под определение «рекреационный объект» можно вообще подвести всё, вплоть до океанариума. Поэтому очень важно подходить с разумной точки зрения: музей, культурный центр или всесезонная выставочная галерея точно не повредят ни одному природному парку. А тому же океанариуму явно не место в «Царицыно», — пояснила она.
Пока можно точно сказать одно: на особо охраняемых природных территориях Москвы не появится жилье или офисные здания, считает Надежда Косарева. Окончательное понимание появится, когда пройдут работы по объявленным тендерам и будут известны размеры, местоположение и максимально возможная нагрузка участков, где предлагается возведение капитальных объектов.
Тем не менее возможны и негативные последствия. Директор по природоохранной политике WWF России Евгений Шварц предупредил, что подобный подход в длительной перспективе может привести к потере зеленых территорий Москвы.
— Понятно, когда люди приходят с детьми гулять в природный парк, им хочется отдохнуть на скамейке, перекусить в кафе, сходить в туалет. Строительство некой инфраструктуры нужно. Однако если не установить жесткие границы и, условно, раз в пять лет пересматривать положения об охранном статусе ООПТ, принимать решения о строительстве новых объектов, то в конечном итоге на этих территориях не останется ничего, что мы изначально пытались защитить, — выразил опасение эксперт.
По словам Евгения Шварца, необходимо определить и жестко закрепить конечную площадь зеленых территорий, которые не могут быть отданы под застройку ни при каких обстоятельствах. Это должно стать неким экологическим KPI, который будет в дальнейшем применяться для развития Москвы.