Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Российская армия владеет инициативой по всей линии фронта
Мир
МИД КНР назвал лицемерием критику США отношений с РФ и одновременную помощь Киеву
Авто
Аварийность на дорогах России снизилась на 4% в I квартале
Мир
В Белоруссии ограничили выплату дивидендов гражданам недружественных стран
Общество
Матвиенко назвала убийство военкора Еремина террористическим актом
Мир
WSJ сообщила о привычке Трампа называть Украину частью России на переговорах
Мир
В Кишиневе люди криками «Победа!» встретили вернувшихся из Москвы оппозиционеров
Мир
Посольство РФ посоветовало судиться с Turkish Airlines при недопуске на рейсы
Мир
Швейцария разблокировала связанные с Россией активы на 290 млн франков
Мир
Додик на встрече с Патрушевым высоко оценил отношения с Москвой
Происшествия
ФСБ задержала готовившего теракт в Брянске сторонника украинских националистов
Общество
Третьего соучастника покушения на экс-сотрудника СБУ в Москве задержали в Луганске
Мир
Захарова указала на двойные стандарты США в вопросе прав человека на Украине
Общество
Скончалась заслуженный тренер России Елена Карпушенко
Мир
В Харькове сообщили о перебоях в ТВ-эфире после уничтожения телебашни
Мир
Экс-разведчик США указал на безвыходность положения ВСУ на поле боя

Выйду в степь: «Донбасс. Окраина» сделан по проверенным кинорецептам

События августа 2014 года отображены по голливудским стандартам боевика, триллера и вестерна
0
Фото: Централ Партнершип
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В прокат вышла военная драма Рената Давлетьярова «Донбасс. Окраина». Это первая в российском игровом кино серьезная попытка показать гражданскую войну в ДНР, причем сделать это, по возможности, в форме внятного политического высказывания. Однако фильм Давлетьярова — как раз тот случай, когда форма (в данном случае жанровые каноны) всецело подчиняет себе содержание.

Первые сцены фильма обманчивы. Они заставляют думать, что перед нами триллер в стиле Кэтрин Бигелоу («Повелитель бури»), только в качестве места действия Украина, а не Ближний Восток. Здесь много общих черт: документальная стилистика, холодная цветовая гамма, титры, которые регулярно сообщают точное время и место действия. Впрочем, быстро оказывается, что пролог был лишь флешбэком, а темп и настроение «Донбасса» совершенно иные.

Маленький поселок Марьинка практически полностью разрушен в результате боевых действий. В бомбоубежище собрались несколько людей разных возрастов и политических убеждений, среди них — украинский солдат Андрей (актер Евгений Михеев) и офицер российских ВДВ Анатолий (Гела Месхи). Выяснять отношения им некогда. Надо как можно быстрее выбраться из «мертвой зоны»...

С этого момента фильм напоминает нашумевший украинский боевик «Киборги» (режиссер Ахтем Сейтаблаев), сделанный на ту же тему и тоже восходящий к голливудским традициям. Там также имеется замкнутое пространство, где люди часто забывают о самой войне. Разница в том, что в «Киборгах» совсем не представлена пророссийская сторона, все острые дебаты происходят между бойцами в осажденном донецком аэропорту, а образы солдат противника даны пунктирно. То есть, несмотря на все разногласия, иногда труднопреодолимые, герои не направляют автоматы друг на друга, их объединяет война — и, пожалуй, только она.

У Давлетьярова точек зрения больше, правда, выражены они гораздо менее подробно. Анатолий, как легко предположить, оказывается центральной фигурой в сюжете. Он и лидер, и носитель тайной правды, и спаситель — абсолютно положительный персонаж без страха и упрека. Душевные червоточины остальных участников действия не позволяют им вести с ним разговор на равных. Остается только подчиниться его обаянию, и вот уже вчерашние враги готовы выполнять его приказы, радуясь, что он взял на себя ответственность за них. Это, конечно, не просто персонаж, а символ. Не будь у героя мощной харизмы Гелы Месхи, поверить в его реальность было бы трудно.

С этой точки зрения «Донбасс» тяготеет к классическому вестерну, где Анатолий — благородный ковбой, помогающий местным жителям и шерифу. И всё же опора на проверенный временем голливудский рецепт фильму не помогает. Документальные ленты, снятые на тему Донбасса, чаще всего представляют гораздо более сложный спектр мнений. В фильме Давлетьярова много сочувствия к жертвам войны, но упрощение конфликта и персонажей не идет ему на пользу.

Прямой эфир