Соври красиво: песни Элтона Джона вытеснили из фильма его личную жизнь
В российском прокате — мюзикл «Рокетмен», феерическое представление, превращающее творчество Элтона Джона в непрерывный и откровенный рассказ о себе. Оно сильнее, чем недавняя «Богемская рапсодия», и остается только гадать, сколько номинаций на «Оскар» будет у этой умной, тонкой и очень громкой во всех смыслах постановки.
Не без купюр
На наши экраны фильм вышел с рядом сокращений, что вызвало скандал сначала в российской, а потом и в зарубежной прессе. Высказался с возмущением даже сам Элтон Джон. Дело в том, что из картины было вырезано несколько минут со сценами мужских отношений и приема наркотиков, и сделано это было, как заявил российский дистрибутор «Централ Партнершип», для того чтобы фильм соответствовал российскому законодательству. Иначе говоря, были опасения, что «Рокетмену» могут не выдать прокатное удостоверение, так как кто-то усмотрел бы в нем пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних, даром что возрастной рейтинг у ленты «18+».
Компания Paramount, мировой правообладатель фильма, была в курсе изменений и не возражала — об этом прокатчики сообщили «Известиям». По их словам, такие сокращения — обычная практика, на многих территориях одни и те же картины могут выходить с купюрами, если они не нарушают драматургическую ткань фильма.
В данном случае нарушение всё же происходит: в некоторых эпизодах зритель может не понять реакции экранного Элтона, так как не видел, что им предшествовало. Но нужно учитывать, отметили прокатчики, что таким крупным релизом рисковать было нельзя, иначе вместо двух вырезанных минут зрителям пришлось бы обсуждать фильм, который вовсе не вышел в кинотеатрах.
Не стоит забывать, что всего месяц назад «По воле Божьей» Франсуа Озона получил прокатное удостоверение с запозданием на несколько дней, которое в случае с «Рокетменом» могло бы стоить сотен миллионов рублей убытка. Как бы то ни было, зритель сам вправе решить, смотреть зрелищный мюзикл в слегка сокращенном варианте на большом экране или ждать полного интернет-релиза.
Музыкальная сказка
Фильм начинается с сеанса групповой терапии. Среди пациентов выделяется тип в ярко-красном карнавальном костюме. «Джон Элтон Геркулес», — представляется он. И сразу приступает к делу: «Я — алкоголик, эротоман, кокаинщик, шопоголик», перечисление болезней длится долго. Все дальнейшее действие фильма будет как бы исповедью, но поскольку поп-звезда почти сразу начинает утаивать факты и лгать, то становится ясно: перед нами не строгая биография, а музыкальная сказка о себе. Как говорится, красиво не соврать — истории не рассказать.
Авторы «Рокетмена» берут самые известные шлягеры Элтона Джона и выстраивают такой сюжет, что даже те, кто много лет знает их наизусть, хлопают себя ладонью по лбу: как же мы раньше не догадались, о чем на самом деле эта песня, насколько открыто в ней говорится о драматичной, даже трагической жизни легенды мировой эстрады... Конечно, есть определенный подвох в том, что тексты этих хитов написаны не Элтоном, а его постоянным соавтором и одним из главных героев фильма Берни Топином, но они так приклеились к исполнителю, что в итоге описывают его лучше, чем это сделал бы он сам.
Ключ к пониманию личности Элтона Джона — в вечном недостатке любви. Отец и мать совершенно равнодушны к своему сынишке-вундеркинду Реджи Дуайту (так на самом деле звали будущего поп-идола). С женщинами ничего не получилось. Мы наблюдаем и за детством, и за взрослой жизнью певца глазами обиженного мальчика, которым он как будто и остался в зрелом возрасте. «Элтон Джон» — это не просто маска, но попытка «убить себя и стать тем, кем ты хочешь», своего рода крещение в новую жизнь, где ты уже не гадкий утенок, а белый лебедь. Чтобы две ипостаси встретились и приняли друг друга, им придется проделать долгий путь.
Скучным он точно не будет. Тэрон Эджертон, который раньше был просто парнишкой из франшизы Kingsman, здесь играет так, будто у него за плечами уже десять оскаровских ролей и еще одна статуэтка его ждет в ближайшем сезоне. Он больше Элтон, чем сам певец, — страдающий, неврастеничный, капризный, но наделенный особым признаком гения: абсолютным слухом не только в музыке, но и в жизни. От этого любое незначительное происшествие может выбить его из колеи, но это же заставляет действовать особенно быстро и напористо, работать круглосуточно, скрывать за клоунской бравадой истинные чувства, оставляя их в лучших песнях о любви и одиночестве.