Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Швейцарии при сходе лавины погиб олимпийский медалист по сноуборду
Мир
Украинские СМИ сообщили о росте числа бегств в Белоруссию от мобилизации
Общество
СК РФ завершил следственные действия по делу экс-замминистра обороны Булгакова
Мир
Лукашенко заявил о неопределенности курса «бешеного мира» в 2026 году
Мир
CBS заявил о гибели 12 тыс. человек при протестах в Иране
Спорт
Майкл Каррик назначен временным главным тренером «Манчестер Юнайтед»
Мир
Четыре российские кошки стали лучшими в мире в категории «ветераны»
Мир
Axios узнал о тайной встрече Уиткоффа с сыном последнего иранского шаха
Мир
Reuters сообщило о вызове иранского посла дипведомством ЕС
Мир
Генпрокуратура ФРГ обвинила двоих украинцев в шпионаже
Мир
Трамп призвал союзников США покинуть Иран
Армия
Силы ПВО за два часа сбили 33 украинских беспилотника над регионами России
Общество
Городские власти Москвы заявили об улучшении качества воздуха после снегопада
Общество
Сотрудники новокузнецкого роддома выходили на работу больными
Мир
В Госдуме призвали к отставке нынешних политических лидеров ЕС
Мир
Политолог назвал последствия невыплаты Украиной кредитов МВФ
Общество
Сестра пациентки новокузнецкого роддома рассказала о халатности медиков

Включите воображение

Режиссер Юрий Грымов — об особенностях исторической памяти
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В московском шествии «Бессмертного полка» пронесли большой портрет Сталина, и не один. По результатам опросов, сегодня 70% россиян «скучают» по генералиссимусу: положительно оценивают его роль в истории, высказывают уважение, восхищение. Cоциологи говорят, что растет доля согласных, что «великие цели и результаты» оправдывали человеческие жертвы. Среди участников «Бессмертного полка» некоторые считают, что без его портретов акция теряет «душу и смысл».

Говорить о достигнутых великих целях и результатах приятно. Неприятно вспоминать о цене. А надо. Вот интересно: человек наделен воображением — прекрасным умением представлять в уме какие-то истории, проигрывать те или иные ситуации. На этом построена, наверное, вся мировая культура: читая, слушая или созерцая произведение искусства, человек думает: «А как бы я поступил в этих обстоятельствах?»

Так почему же люди не подключают это умение в ситуации со Сталиным? Почему не представляют себя на месте невинно осужденных по 58-й статье? Почему не могут поставить себя на место «детей врагов народа», навсегда разлученных со своими родителями и отправленными в интернаты? Почему не представляют себя в арестантской робе, копающими Беломорканал сквозь пустынные лесные дебри Русского Севера? Почему, в конце концов, не допускают мысль, что они — да-да, вот именно вы, дорогой мой читатель! — оказались бы теми «щепками», которыми у нас принято оправдываться, когда «лес рубят»?

Включите воображение, посмотрите на часы и представьте, что вы проживаете свой последний день на свободе: поздно ночью к вашем дому подъедет «воронок», и лифт остановится именно на вашем этаже, и в дверь вашей квартиры позвонят — длинно, настойчиво и неотвратимо. А потом будет несколько недель допросов. Хорошо, если это будут просто допросы, без острастки, но это вряд ли: вспомните, как избивали Всеволода Мейерхольда, 60-летнего пожилого человека, уже фактически приговоренного к расстрелу. Трудно такое представить? Разве?

Представьте, наконец, как вам без суда, просто по постановлению «тройки» выносят обвинительный приговор: «В.М.С.З.» — «высшая мера социальной защиты». И вы будете знать, что ни в чем не виноваты. Но вас расстреляют на Бутовском полигоне и закопают в братской безымянной могиле. И пройдет еще несколько десятков лет, прежде чем ваше имя будет найдено где-то в архивах. А может, и не будет. И память о вас навсегда останется в виде округленной цифры — количества репрессированных ради достижения «великих целей и результатов».

Или вы думаете, что «рубка леса» вас не коснется? Почему так уверены? Ладно, допустим. Но вы — те 70%, которые считают, что Сталин был хорошим руководителем, — не свидетельствуете ли о том, что согласны принести в жертву «великим целям» остальные 30%? Господи, это какой же «лес» нужно рубить, чтобы от него разлетались «щепки» — реальные судьбы живых людей?

А если в числе этих 30% окажутся ваши дети? Мужья и жены, братья и сестры? Что тогда? Вы вообще прикинули в уме, что такое 30% от 146 миллионов? Какие цели могут оправдать такое? Назовите мне, пожалуйста, хотя бы одну.

Вы говорите, что Сталин привел страну к великим достижениям. Подумайте вот над чем: если бы в нашей истории не было Сталина, а значит, миллионов репрессированных, ГУЛАГа и прочих «побочных явлений» — так, может быть, мы были бы еще мощнее и развитее сегодня? Почему вы не допускаете такую возможность? Ну, например: если бы академик Королев и другие наши выдающиеся ученые трудились не в «шарашках», под энкавэдэшным конвоем, а в нормальных условиях, свободно — может быть, сегодня мы были бы уже на Марсе? А если бы в 1930-е годы не был уничтожен фактически весь командный состав Красной армии — может, и не случилось бы 22 июня 1941-го?

Кстати, о войне. Победа в Великой Отечественной — по-настоящему великий день в нашей истории. Мы одержали победу не потому, что Сталин был гениальным полководцем (тем более что он им и не был), а благодаря подвигу народа — той огромной и страшной жертве, которую принесли люди ради будущего. Но понятие «Великая Победа» и имя Сталина оказались связаны — сначала пропагандой, потом уже по инерции.

Как мне кажется, сегодняшний ренессанс «сталинофилии» объясняется в том числе и тем, что День Победы остался для россиян едва ли не последним настоящим народным праздником, с подлинными, а не надуманными историческими корнями, с живой исторической памятью. Вот Иосиф Виссарионович до сих пор и паразитирует на этой памяти, и довольно успешно.

Автор — художественный руководитель театра «Модерн»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир