Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Наука и техника
Астроном сообщил о возможном наличии у 3I/ATLAS двух хвостов
Мир
Эксперт сообщил о покупке Европой энергоносителей в три раза дороже российских
Общество
Временные ограничения ввели в аэропорту Пензы
Мир
Дед Мороз из Великого Устюга прогулялся по Риму в рамках предновогоднего турне
Общество
В аэропорту Тамбова были введены временные ограничения на работу
Мир
Глава МИД Польши обвинил Маска и Дмитриева в намерении «разделить Европу»
Армия
Средства ПВО сбили 17 украинских БПЛА над территорией России за пять часов
Мир
Кулеба сообщил о готовности отправиться на фронт после получения повестки
Мир
Эйсмон объяснила участие сыновей Лукашенко в переговорах в Омане
Происшествия
В Саратовской области три человека погибли и трое пострадали в ДТП
Мир
Глава МИД Белоруссии заявил о провокациях Литвы с дронами ради денег из ЕС
Спорт
Большунов проиграл 0,1 секунды Коростелеву на финише масс-старта в Кубке России
Общество
Губернатор Запорожской области сообщил о восстановлении электроснабжения
Мир
Трамп-младший допустил отказ своего отца от поддержки Украины
Здоровье
Врач Попов назвал боли в животе и метеоризм признаками инфаркта
Мир
В Германии освободили обвиняемую по делу «рейхсбюргеров» россиянку
Общество
В ИКИ РАН предупредили о сильных магнитных бурях 9–10 декабря

Верните плохого человека

Режиссер Юрий Грымов — о том, как зло в искусстве помогает добру победить в жизни
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Совершенно случайно посмотрел «Бронсон» с Томом Харди в главной роли. Фильм 2008 года. Основан на биографии реального человека, Чарльза Бронсона, который сидит где-то в Англии в тюрьме вот уже 30 с лишним лет, по большей части в одиночке. Чтобы не грешить многословием, «Бронсон» — это кино об абсолютном зле. И это вам не «Восставшие из ада» или «Техасская резня». Это не развлекательный ужастик, это по-настоящему страшно, и это по-настоящему проникает в душу.

Скажу сразу: фильм Николаса Виндинга Рефна не о Бронсоне-преступнике. Несмотря на то что главный герой — настоящий преступник-рецидивист, при этом он даже не полусумасшедший маньяк, он — нечто, что осталось от человека, в котором человек умер. Фильм не о знаменитом заключенном, хотя главное в этой картине происходит в стенах тюрьмы. Главное в картине — тот странный момент, когда у нелюдя вдруг проявляется дар: он пишет картину, и всем становится понятно, что этот опасный урод — настоящий художник. «Бронсон» — это фильм о художнике, которому никто не помог им стать.

Если бы в детстве этот гиперактивный мальчик оказался не в секции бокса, а встретил нужных, правильных людей, которые научили бы его рисовать, лепить из пластилина, — всё могло бы быть иначе. Всю свою жизнь его талант искал выход и не находил — там, где нужно. Он выплескивал свои необыкновенные нестерпимые эмоции не на холсте. Он грабил, калечил людей. А что происходило у него в душе, то же самое происходит в душе любого художника. С той лишь разницей, что каждый автор находит разные способы высвободить свою творческую энергию, свой вопль, который невозможно удержать внутри: один высекает на стене пещеры изображение стада мамонтов, другой постится, молится и рождает «Троицу», третий создает «Черный квадрат».

И вот о чем еще подумалось. Советский кинематограф знал отрицательных героев. Даже подонков, хотя это случалось на экране нечасто. Перестав 30 лет назад быть советским, наше кино увлеклось уже настоящими беспримесными уродами. Покойный Балабанов с этого начал в буквальном смысле (фильм «Про уродов и людей», 1998. — «Известия») и никуда по большому счету от этой темы не уходил. Потом количество подонков в кино стало зашкаливать, про них появились целые сериалы. А потом (то есть сейчас, в наши дни) — то ли зритель устал, то ли команду дали, но отрицательные герои почти вообще ушли из российского кино.

Сегодня наши фильмы — только про хороших людей. Отрицательные персонажи, конечно, остались, но их уже не боишься, не презираешь — в них просто не веришь (как, впрочем, и в положительных). Мы снимаем про героев, про великих спортсменов, про выдающихся исторических деятелей. Это само по себе не плохо. Но это ошибка. Потому что в жизни не бывает, чтобы вокруг — одни герои и святые. Почти всегда — наоборот. Вон, лента новостей выносит сюжеты: то девочку за письмо президенту травят, то правоохранители «трамбуют» очередного заключенного. Зло рядом.

Поэтому я убежден, что в наше кино должен вернуться Плохой Человек. Действительно, по-настоящему плохой, не персонаж комикса или компьютерный злодей. В конце концов, «Хороший, плохой, злой» — это не просто название классической картины. Это формула, описывающая действительность: на одного хорошего человека приходится минимум пара плохих и злых. Даже в сказках это правило действует. Так что пусть на экране остаются негодяи и подлецы, так мы лучше научимся управляться с ними в реальной жизни.

Автор — художественный руководитель театра «Модерн»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир