Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Хмельницкой области
Экономика
Аналитик рассказала о последствиях роста госдолга США
Происшествия
Бастрыкин запросил доклад по делу об убийстве таксиста в Волгограде
Здоровье
Невролог рассказала о причинах возникновения спинальной мышечной атрофии
Мир
Два человека погибли при стрельбе в полицейском участке в Турции
Мир
Депутат Котре обвинил власти ФРГ в препятствовании расследованию взрывов на СП
Общество
Патриарх Кирилл назвал карательной мерой Киева арест митрополита Арсения
Мир
В Париже прошла акция против НАТО и военной помощи Украине
Мир
Зеленский обратился к Западу с просьбой предоставить Киеву семь систем Patriot
Армия
Танк Leopard привезли на выставку трофейной техники в Москве
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрыве в Днепре
Происшествия
«Известия» показали кадры последствий обстрела ВСУ Донецка
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Армия
Силы ПВО уничтожили еще два украинских дрона над Брянской областью
Мир
Песков назвал предрешенной участь Зеленского
Политика
Захарова указала на временный характер задержек на границах РФ
Армия
Минобороны РФ сообщило об уничтожении трех украинских БПЛА над Брянской областью

Спустят на воду: на развитие перевозок по рекам направят 282 млрд

Минтранс планирует разгрузить автодороги, запустив грузовые и туристические маршруты по внутренним водным ресурсам страны
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На развитие грузовых и туристических перевозок по воде в России предлагается направить 282 млрд рублей. Как следует из проекта концепции развития внутренних водных путей до 2024 года, подготовленного Минтрансом (есть в распоряжении «Известий»), средства выделят в том числе на обновление состава технического флота и строительство новых судов. Перевозки водным транспортом позволят разгрузить автодороги и улучшить экологию, отмечается в документе. Мнения опрошенных «Известиями» судостроителей и перевозчиков о проекте разделились.

Средний возраст судов, используемых в России для водных перевозок, превышает 38 лет, а земснарядов, предназначенных для производства дноуглубительных работ, — 36. Суда «устарели физически и морально», отмечается в документе, а задача обновления технического флота «многие годы откладывалась». В рамках проекта Минтранса предлагается построить 118 судов для грузоперевозок на общую сумму 18 млрд рублей, сконцентрировавшись на «серийном строительстве дешевого флота средней и малой грузоподъемности до 2000 тонн».

Из документа следует, что сегодня в России по воде перевозят менее 2,8% товаров. Для сравнения, во Франции эта цифра составляет 10%, в Германии 11%, а в Нидерландах — 34%. Проект концепции сейчас находится на рассмотрении в Минпромторге. Затем документ пройдет обсуждение со всеми заинтересованными сторонами.

«При условии перехода на 100% финансирование содержания внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, применения принципов проектного управления к отбору и реализации проектов роста будут созданы условия для увеличения грузопотоков по внутренним водным путям и получения системных эффектов путем снятия пиковых нагрузок с наземных видов транспорта, развития отечественного судостроения, улучшения экологии мегаполисов и регионов», — считают разработчики концепции.

В Минтрансе на вопрос «Известий» о задачах документа и способах их реализации ответили, что все подробности указаны в проекте.

Река или море

Как сообщил «Известиям» президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов, ОСК готова принять участие в его реализации. В данный момент холдинг выполняет государственный оборонный заказ для ВМФ, а также строит современный флот для работы на шельфе и на внутренних водных путях.

Для осуществления проекта можно использовать существующие транспортные коридоры, уверен начальник отдела коммерческой эксплуатации флота судоходной компании «Морвенна» Альберт Бердеев. В качестве примера он привел коридоры «Север-Юг» и «Транссиб» через порты Усть-Луга, Выборг, Санкт-Петербург с осуществлением мультимодальных схем или прямого транзита по внутренним водным артериям России до Среднего Поволжья, Камы и Каспия или Белого и Баренцева морей — через Беломоро-Балтийский канал. По его словам, достаточно просто обновить флот «река-море» и оптимизировать существующую инфраструктуру.

Решение использовать имеющуюся базу для транспортировки актуально для крупных грузов от 1000 тонн, считает руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic Дмитрий Суховерша. Речь может идти, например, о щебне, угле, металле, продуктах нефтепереработки и химпроизводства, пиломатериалах.

— Операторы контейнерных перевозок в странах Бенилюкса, например, предпочитают речной транспорт — он для них выгоднее, чем авто- и железнодорожные перевозки, — сообщил «Известиям» эксперт. — Однако в этих странах перевозить товары по воде можно круглогодично, тогда как в России сезон речного судоходства длится всего шесть месяцев.

Еще один недостаток речных перевозок, по словам Дмитрия Суховерша, — длительные сроки доставки и невозможность гарантировать подачу судна в точное время в связи с обмелением рек и наличием шлюзов.

Круиз против кризиса

Минтранс в рамках проекта планирует организовать новые маршруты в смешанном плавании река-море в Каспийском и Азово-Черноморском бассейнах для туристических судов. Среди возможных вариантов — круизы от Сайма до Ладожского и Онежского озер, а также от Ильмень-озера с возможностью выхода в Центральные и Южные области России.

Сейчас, по данным Минтранса, круизные перевозки по России мало привлекают туристов. В период с 2009 по 2017 год их число снизилось на 29%. Тогда как в Евросоюзе, по данным CLIA Europe (международная ассоциация круизных перевозок), туристов, предпочитающих круизный отдых, стало больше — с 2012 по 2017 год на 13,5%.

Впрочем, эта тенденция легко объясняется. В России круизы очень дороги.

— Две ночи в каюте на судне в странах Евросоюза обойдутся примерно в 15 тысяч рублей, тогда как в России — от 35 тысяч, — говорит глава «Союза пассажиров России» Кирилл Янков.

Также, по его словам, для привлечения туристов европейцы часто организуют распродажи, на которых можно приобрести билеты за €10.

В Ростуризме и Росморречфлоте оперативно комментарии не предоставили.

Прямой эфир