Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин заявил о масштабности и актуальности «Географического диктанта»
Мир
WSJ узнала о наращивании производства не поддающихся РЭБ дронов для Украины
Общество
За сутки 4,5 тыс. человек подали заявки на программу «Время героев»
Спорт
Российские игроки «Коламбуса» набрали пять очков в матче НХЛ с «Питтсбургом»
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность и потепление до +5 в столице 16 ноября
Мир
Премьер Японии и Си Цзиньпин договорились о налаживании двусторонних связей
Происшествия
Один человек пострадал при ЧП в шахте «Таштагольская» в Кузбассе
Мир
ЦАХАЛ нанесла удары по лагерю беженцев Нусейрат в секторе Газа
Туризм
Эксперты сообщили об активном бронировании отдыха в санаториях на 2025 год
Мир
Мобильный оператор T-Mobile подвергся массовому взлому в Китае
Мир
Министр иностранных дел Японии приехал на Украину с неанонсированным визитом
Армия
Экипажи танков Т-72Б3М войск «Запад» поразили замаскированные позиции ВСУ
Общество
В Рособрнадзоре решили перевести ОГЭ в 100-балльную систему оценивания
Общество
В момент обрушения кровли на шахте «Таштагольская» работали 183 горняка
Происшествия
Губернатор сообщил о взрыве БПЛА в районе города Людиново Калужской области
Мир
Трамп пригрозил крупным изданиям судебными делами на $10 млрд за критику
Армия
В Курской области спецназ Росгвардии уничтожил БТР ВСУ Roshel Senator
Спорт
Блогер Джейк Пол победил Майка Тайсона в боксерском поединке

Союз композитов: мощность двигателей для авиации повышена в два раза

Новая технология увеличит грузоподъемность и длительность нахождения в воздухе небольших летательных аппаратов
0
Фото: Getty Images/fotoVoyager
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Новая модель роторно-поршневого двигателя (РПД), созданного российскими учеными, по мощности в два раза превышает все подобные устройства. Двигатель позволит повысить грузоподъемность небольших летательных аппаратов — как беспилотных, так и управляемых. Установка таких РПД возможна на уже существующие машины без модернизации конструкции. Зарубежных аналогов устройству нет. Проект поддержан Фондом перспективных исследований.

РПД был изобретен еще в 1950-х годах. Он весит в полтора-два раза меньше, чем обычный поршневой двигатель с такой же мощностью. И в этом его преимущество. А недостатком до недавнего времени была быстрая изнашиваемость в силу особенностей конструкции.

Ученые из Центрального института авиационного моторостроения им. П.И. Баранова решили проблему, создав РПД на основе материалов нового поколения — интеркерамоматричных и металлокерамоматричных композитов. Работа велась в рамках совместного проекта Фонда перспективных исследований и Института им. П.И. Баранова.

— Композиты были применены в разных элементах двигателя, — рассказывает руководитель проекта Фонда перспективных исследований Сергей Маркин. — Согласно результатам испытаний, износ этих элементов пренебрежительно мал. Все они сохранили свою работоспособность, подтвердив возможность и перспективность применения композиционных материалов для изготовления наиболее нагруженных и проблемных элементов РПД.

Помимо применения композитов, в новой модели использованы и другие инновационные технические решения. В частности, в двигателе есть специально разработанная для РПД система турбонаддува с охлаждением воздуха. Это благотворно влияет на долговечность и надежность устройства. Часть элементов системы турбонаддува изготовлена с помощью технологий 3D-печати с применением отечественного сырья. Также практически с нуля разработана электронная система управления двигателем.

Благодаря всем этим решениям удалось примерно вдвое повысить мощность двигателя по сравнению с ранее разрабатывавшимися в России РПД.

Однако мощность — не единственная важная характеристика двигателя. Одним из значимых параметров является экономичный расход топлива. По сообщению разработчиков, удельный расход топлива на созданном РПД не превышает 217 г на лошадиную силу в час (по расчетам «Известий», это 295 г на 1 кВт).

— Для лучших современных поршневых двигателей примерно той же мощности расход топлива составляет 200 г на 1 кВт вырабатываемой мощности, и тут даже новый РПД им явно проигрывает, — поясняет заведующий кафедрой поршневых двигателей МГТУ им. Н.Э. Баумана Владимир Марков. — Зато несомненное преимущество роторного двигателя перед поршневым в размерах — он в два-три раза компактнее. Однако это превосходство частично нивелируется необходимостью установки на самолет с РПД топливного бака большего размера.

Пока разработчики планируют применять созданные небольшие РПД для легкой авиации — как беспилотников, так и управляемых аппаратов. РПД в составе гибридных силовых установок с двумя видами двигателей можно будет использовать как на гражданских, так и на военных летательных аппаратах. По сообщению разработчиков, примененные технические решения позволят повысить грузоподъемность летательных аппаратов. Важно, что установка таких двигателей возможна на уже существующие машины без модернизации конструкции и задействованных в работе самолета систем.

— Действительно, роторно-поршневые двигатели по сравнению с поршневыми обладают рядом преимуществ, — рассказал эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов. — Среди них, к примеру, высокая удельная мощность и меньшие вибрации и габариты, а в целом — большая простота конструкции. Если разработчикам удастся достичь таких же хороших результатов по расходу топлива и ресурсу РПД, как и у обычных поршневых, то это сделает данный двигатель востребованным на рынке для использования на БПЛА.

В конце февраля 2019 года опытный образец успешно прошел испытания по определению технических характеристик. По мнению разработчиков, создание отечественного РПД с высоким ресурсом и надежностью может послужить серьезным стимулом для развития в России авиации общего назначения и содействовать восстановлению отечественного двигателестроительного сектора.

Читайте также
Прямой эфир