По «Коридору бессмертия»: в Петербурге покажут фильм о Дороге Победы
Восьмого мая в российский прокат выйдет «Коридор бессмертия» Федора Попова. Военная драма расскажет о малоизвестном, но судьбоносном эпизоде блокады Ленинграда — строительстве и работе железнодорожной линии Поляны–Шлиссельбург. Этот участок дороги стал главным связующим звеном между осажденным городом и Большой землей. В официальной литературе эта ветка получила название «Дорога Победы», но сами железнодорожники называли ее «коридором смерти». Премьера фильма в Санкт-Петербурге состоится 22 апреля в «Ленинград Центре».
В центре сюжета — вчерашняя школьница Маша Яблочкина (ее играет молодая актриса Анастасия Цибизова). Пережив самую страшную зиму 1941–1942 годов, девушка сначала попадает на строительство Шлиссельбургской магистрали, а затем вливается в бригаду, которая сопровождает составы с жизненно необходимыми для города продуктами и военным снаряжением. Три четверти всего груза, ввезенного в блокадный Ленинград, было доставлено по «коридору смерти».
Несмотря на обстрел немецкой артиллерии, спасительную ветку построили в начале 1943-го всего за 17 дней, после чего целый год она работала под ожесточенным огнем врага с земли и с воздуха. Прототипом Маши стала Мария Яблонцева — старший кондуктор на Шлиссельбургской магистрали. С ней создатели успели пообщаться лично. Другие члены бригады — их играют Артем Алексеев, Александр Яценко, Игорь Ясулович, Александр Обласов и другие артисты — также имеют реальных прототипов.
Сам сценарий основан на архивных документах и рассказах очевидцев. Интересно, что отец сценариста Дмитрия Каралиса был как раз политруком этой паровозной колонны, но о своей работе говорил скупо — подробности сын узнал по итогам самостоятельного исследования в 2000-е годы. Кроме того, создателей консультировал писатель Даниил Гранин, который не только читал сценарий, но даже успел перед смертью (фронтовик ушел из жизни два года назад) посетить съемочную площадку.
Работа о тяжелейшем периоде в истории страны сама по себе стала серьезным испытанием. Несколько лет назад банк, хранивший выделенную Министерством культуры поддержку, лишился лицензии. Фактически студия остались без средств, но благодаря краудфандингу (люди перечисляли даже по 100 рублей) проект не закрыли, а сооружение масштабных декораций — железнодорожный мост на озере Ильмень — не было брошено на полпути.
Помощь съемочной группе оказали многие ведомства — Министерство культуры, Министерство обороны, а также РЖД, Российское военно-историческое общество: консультировали, предоставляли полигоны и раритетную технику. Также картину поддержали порядка 30 ветеранских и общественных организаций из разных концов страны.
Среди них — Российский союз ветеранов, Союз ветеранов железнодорожных войск РФ, «Жители блокадного Ленинграда», общественное движение «Вечно живые» («Бессмертный Ленинград»), Международный фонд защитников Невского плацдарма, Объединенный совет ветеранов «Дорога жизни», центр музейной педагогики «Светоч», совет ветеранов Октябрьской железной дороги, «Ленинградский союз дети блокады – 900», совет ветеранов МПВО (местной противовоздушной обороны) и многие другие.
Премьерный показ фильма в Санкт-Петербурге 22 апреля посетят артисты Светлана Смирнова-Кацагаджиева, Александр Обласов, Илья Гуревич, Валерий Кухарешин, сценарист Дмитрий Каралис, Владимир Федоров (сын прототипа главного героя фильма Георгия Федорова, которого играет Артем Алексеев), представители Октябрьской железной дороги и многие другие. Чуть позднее, 24 апреля, картину покажут в Москве в Музее Победы.