Жесткие краски ММКФ: фильмы, которые нельзя пропустить
Стартовал ежегодный Московский международный кинофестиваль. Помимо участников конкурсных программ, здесь будут представлены лауреаты престижных зарубежных смотров, состоятся премьеры заметных российских фильмов, появится даже новая секция с телесериалами. Плюс — впечатляющая документальная подборка, о которой «Известия» уже рассказывали. Теперь пришло время разобраться с игровым кино. Какие показы нельзя пропустить?
«Бог существует, ее имя — Петруния» (Теона Стругар Митевска; Словения, Хорватия, Франция, Бельгия, Македония)
Комедия основана на реальных событиях. В Македонии есть обычай: на Крещение священники бросают в реку деревянный крест и все местные мужчины пытаются его поймать, надеясь снискать благословение на весь следующий год. Несколько лет назад за крестом бросилась (и поймала его) женщина, что вызвало громкий скандал. А телевидение сделало из анекдотического случая акт феминизма.
В игровом фильме ситуация несколько изменена и «подвинута» во времени в 2018 год. 32-летняя Петруния здесь тоже ловит крест, после чего ее забирают в полицию и начинают допрашивать, в то время как настырная тележурналистка превращает импульсивный поступок безработной одинокой женщины в символ борьбы женщин за свои права. Реалии фильма близки к российским, и юмор будет стопроцентно понятен отечественному зрителю.
«Пираньи Неаполя» (Клаудио Джованнези; Италия)
Эта картина завоевала приз за лучший сценарий на Берлинале. Ее авторы известны благодаря культовому криминальному сериалу «Гоморра» — кстати, его новый сезон также будет представлен на ММКФ. «Пираньи» — тоже рассказ об организованной преступности, но теперь главные герои не матерые бандиты, а совсем еще подростки, молодые ребята на быстрых скутерах. Они не боятся никого и ничего, они жестоки, безжалостны, их банда всё сильнее терроризирует город.
Но фильм не только о криминале, но и о взрослении, первой любви (почти в духе «Ромео и Джульетты»), настоящей дружбе и жажде жизни, которая двигает юных и опасных героев вперед — возможно, к скорой собственной гибели.
«Коко-ди коко-да» (Йоханнес Нюхольм; Дания, Швеция)
Фильм прогремел на главном американском кинофестивале независимого кино «Сандэнс», а потом и в Роттердаме, так что, возможно, кто-то из российских прокатчиков возьмется показать его и у нас. Это скандинавский хоррор. Место действия — темный лес, герои — семейная пара, а вокруг творится такое, что душа уходит в пятки. Словно из ниоткуда появляется некий загадочный циркач и вместе со всем мыслимым инструментарием садиста-иллюзиониста начинает издеваться над супругами, у которых и так отношения на грани. Зловещие, часто необъяснимые, но всегда извращенно красивые рукотворные кошмары из «Коко-ди» еще долго будут преследовать после просмотра.
«Идентификация» (Владлена Санду; Россия)
Первый эпизод сериала молодого экстремального режиссера Владлены Санду, известной по короткометражке «Кира» (приз жюри «Кинотавра»-2015) и радикально личной полуисповеди «Святый Боже», которая собрала ряд наград на фестивалях документального кино. Все начинается со страшной находки: четыре трупа обнаженных девушек, у каждой из которых вытатуирован домик. А потом полиция задерживает молодую мусульманку Валерию, у которой тоже такая татуировка... Говорят, что эстетика сериала близка к недавнему фестивальному хиту «Айка» Сергея Дворцевого — в «Идентификации» тоже есть глубокое погружение в среду иммигрантов.
«Воскресенье» (Светлана Проскурина; Россия)
В основном конкурсе ММКФ участвует новая работа Светланы Проскуриной, одного из наиболее интересных и сложных современных российских режиссеров, чьи фильмы плохо известны массовому зрителю, но куда лучше — завсегдатаям Локарно, Венеции, Канн и других больших киносмотров. Сюжет «Воскресенья» легко мог бы стать основой для черной комедии: провинциальный чиновник получает записку, в которой ему обещают скорую смерть, и почему-то все в его жизни мгновенно начинает рушиться. Алексей Вертков играет трагического персонажа, который из повседневного режима вынужден переключиться на вопросы вечности. Стоит обратить внимание на актерский ансамбль: Вера Алентова, Владимир Ильин, Александра Ребенок, Агния Кузнецова.
«Эпидемия. Вонгозеро» (Павел Костомаров; Россия)
Режиссеру картины Павлу Костомарову, известному в первую очередь в качестве оператора и документалиста, до сих пор приходится выступать с разъяснениями по поводу участия ленты в конкурсе ММКФ. Дело в том, что в ее основе снятый Костомаровым сериал «Эпидемия», который только что представлял Россию на фестивале Canneseries. Это рассказ о болезни, которая появилась в Москве и грозит гибелью всему человечеству. «Вонгозеро» — не один или несколько смонтированных эпизодов этого сериала, а самостоятельный фильм, для которого даже снимались дополнительные сцены. Таким образом, его можно считать полнометражным игровым дебютом Костомарова в качестве режиссера.
«Жесткая краска» (Марсио Реолон, Филипе Мацембахер; Бразилия)
Очень своеобразный способ заработка придумал себе главный герой этого фильма Педро. Он устраивает целое эротическое представление в видеочатах: на свое обнаженное тело он наносит пальцами один мазок светящейся краски за другим, превращаясь из обычного бразильского голого юноши в загадочного, свободного и манящего яркими цветами Неонового мальчика. Оригинальная идея помогает Педро зарабатывать на жизнь, но он узнает, что в интернете появился некто, взявший на вооружение его ноу-хау. Педро решает разобраться с плагиатором, но вскоре понимает, что лучше бы он этого не делал.
«Груз» (Огнен Главонич; Иран, Хорватия, Франция, Сербия)
После большого национального проката «Балканского рубежа» интересно посмотреть другой фильм о войне в Югославии, который уже год успешно идет на фестивалях всего мира, включая Канны и Торонто. Итак, 1999 год, войска НАТО проводят массированные бомбардировки Сербии, а дальнобойщик Влада получает задание перевезти секретный военный груз из Косово в Белград. Ему нельзя останавливаться по дороге и нельзя проверять, что у него в машине. Первое правило Влада сразу нарушает, взяв в кабину автостопщика, и они вместе отправляются к конечной точке маршрута по искореженной войной стране. Это совсем не блокбастер, и многие подробности здесь намеренно опускаются, заставляя работать зрительское воображение. С каждой минутой фильма напряжение растет, и понятно, что самое страшное для героев фильма впереди...