Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Песах — важнейший праздник в иудаизме. Он окружен множеством законов и традиций. Возможно, именно поэтому даже в ассимилированных еврейских семьях покупают мацу, помнят про особую посуду и уборку на кухне и пересказывают историю выхода из Египта.

Сюжет праздника широко известен всему миру. Это история освобождения евреев из египетского рабства, история Моше (Моисея) — величайшего лидера и пророка. История о прямом вмешательстве Б-га в судьбу людей, о множестве чудес, которые породили сплочение и рождение еврейского народа.

Праздновать Песах нам заповедано самим Всевышним — основные законы праздника напрямую изложены в Торе. Само слово «Песах» образовано от еврейского слова «Пасах» — «прошел мимо». Так Б-г во время десятой египетской казни — гибели первенцев — прошел мимо еврейских домов, на которых был специальный знак. Праздник начинается по еврейскому календарю 15 Нисана, что в этом году выпадает на вечер 19 апреля, и длится в Израиле семь дней, а за пределами Израиля — восемь.

Главным событием становится Пасхальный седер — праздничная трапеза, насыщенная ритуалами и особой символикой. Вне Израиля она проходит в первые два вечера праздника. «Седер» на иврите означает «порядок», и действительно всё в этот вечер подчинено строгому порядку. На столе обязательно стоит особое блюдо (кеара), на котором расположены зажаренное мясо на кости (зроа), символизирующее пасхальную жертву; вареное яйцо — символ праздничного жертвоприношения; растертый хрен и салат (марор) — горькие травы говорят о горечи рабства; смесь из тертых яблок и орехов (харосет), которая напоминает глину — рабский труд наших предков; лук или картофель (карпас) как символ возрождения и плодородия. В этот вечер каждый участник должен есть мацу, рассказывать о выходе из Египта, выпить четыре бокала вина и съесть горькую зелень. Чтобы не запутаться в сложностях и смыслах седера, есть специальный путеводитель, который издается уже не одно тысячелетие, — Пасхальная агада.

На протяжении всех дней Песаха существует строжайший запрет есть и держать квасное (на иврите «хамец»). Поэтому подготовка к празднику начинается заранее. Весь дом тщательно убирают, чтобы нигде не осталось хлебных крошек. Хамец — это не только хлеб, но и все основные виды круп, макароны, пиво, виски и даже водка. Брожение теста символизирует гордость и напыщенность. В нашей традиции гордость — не всегда отрицательное качество, и тем не менее требуется регулярно проводить ревизию собственной души и характера в поисках излишней спеси или неподкрепленной самоуверенности.

В противоположность пышной белой булке ставится сухая лепешка — маца. Это хлеб, изготовленный особым образом: воду и муку замешивают, раскатывают и отправляют в печку всего за 18 минут — именно за это время тесто не успевает закваситься. Мацу называют еще «хлебом бедности нашей». В ней нет никаких добавок и примесей. Ничего лишнего, только два основных ингредиента. Так и в человеке есть две основные составляющие — душа и тело. Наш талант, успех, статус — дары Всевышнего, и иногда необходимо вспоминать об этом, ведь порой нам кажется, что всемогущество сосредоточено только у нас в руках.

Центральная тема свободы тоже идет рядом со своей противоположностью — рабством. В Торе несколько раз предписано помнить о том, что мы были рабами. Несвобода, неволя — неестественное состояние для человека. Он должен быть свободным и физически, и духовно. Мы учим каждый Песах, что и наше сознание должно выходить из рабства дурного начала, рабства плохих привычек, рабства собственных заблуждений.

Но зачем же нам заповедано помнить о рабстве наших предков? В первую очередь, чтобы уметь ценить свободу, которая у нас есть. Ведь только предавая ей должное значение, оберегая ее, мы не превратимся в собственных поработителей. Но также для того, чтобы не обижать слабых и беззащитных, помня, что и мы были в таком положении. Пасхальная трапеза начинается со слов: «Каждый, кто голоден, пусть придет и ест. Каждый, кто нуждается, пусть придет и участвует в пасхальной трапезе». По-настоящему свободное общество строится на уважении ко всем его членам, на идее равенства людей перед Всевышним. История евреев знает разные времена, и даже в самые темные периоды, когда казалось, у евреев отобрали все права, они праздновали Песах, провозглашая свою внутреннюю свободу. Веря в то, что Б-г снова спасет свой народ, и утверждая, что самая мощная сила — в человеческом духе, уповающем на справедливую волю Творца.

Автор — глава Федерации еврейских общин России

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир