Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Нефтегазовые компании могут лишиться существенной части налоговых льгот, так как эффективность их использования находится на низком уровне. К такому выводу пришли в Минфине, предварительно оценив объем недополученных доходов в бюджет от преференций для бизнеса, рассказал «Известиям» федеральный чиновник. Сейчас фискальные послабления обходятся казне в 1,2 трлн рублей. Информацию подтвердили два близких к ведомству источника. Представитель Дмитрия Козака заявил, что по поручению вице-премьера Минэнерго, Минфин и Минэкономразвития проведут ревизию налоговых режимов по каждому месторождению и к лету представят отчет. Эксперты считают, что радикально пересматривать преференции нефтегазовым компаниям слишком рискованно. Это может подорвать их устойчивость, привести к удорожанию топлива и сократить доходы бюджета.

Быть или не быть

Вопрос эффективности налоговых льгот остро встал в прошлом году, когда для балансировки бюджета с учетом масштабных нацпроектов потребовалось увеличивать сборы, сказал «Известиям» источник в правительстве. По его словам, к настоящему моменту ведомство провело инвентаризацию этого вида господдержки и насчитало более 3,5 тыс. федеральных и региональных налоговых преференций для разных отраслей экономики на сумму свыше 4 трлн рублей. Следующим этапом систематизации должна стать разработка прозрачной нормативной базы, с помощью которой можно будет оценить их результативность. После этого появится возможность оптимизировать льготы.

Впрочем, в Минфине уже сделали предварительные оценки и заключили, что льготы для ресурсодобывающих компаний не дают ожидаемого экономического эффекта, рассказал «Известиям» чиновник. По его словам, существенную часть преференций можно оптимизировать без особых рисков для отрасли. По данным ведомства, в 2018 году бюджет недополучил из-за льгот для нефтегазового сектора 1,2 трлн рублей.

Нефть

Стационарная платформа компании «Лукойл» на нефтегазоконденсатном месторождении имени Владимира Филановского в северной части акватории Каспийского моря

Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков

С такой точкой зрения согласились в Счетной палате. В большинстве случаев при установлении каких-либо льгот цель их введения, конкретные показатели и ориентиры не установлены, сообщила пресс-служба СП. На просьбу оценить эффективность послаблений для ресурсодобывающих компаний там ответили, что это возможно будет сделать только после появления соответствующей публичной методики, а пока делать какие-либо конкретные выводы преждевременно. Впрочем, в СП не сомневаются в том, что льготы в целом можно оптимизировать. По оценке контрольного органа, в 2017 году в бюджет не поступило более 10 трлн налоговых платежей из-за различного рода преференций.

Нефтегазовые компании достаточно прибыльны для того, чтобы самостоятельно решать проблемы эффективности добычи ресурсов на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами, уверен другой собеседник «Известий», близкий к Минфину. Сейчас, по его словам, сравнительно невысокую рентабельность на сложных участках перевешивают на бюджет, хотя задачу можно решать путем внедрения более современных и экономных технологий.

— В идеале льготы нефтегазовым компаниям должны быть нулевыми, — заявил он «Известиям». — Однако в ближайшие несколько лет этот идеал недостижим. Дело не только в ожидаемом сопротивлении сектора, а еще и в том, что период адаптации к новым условиям должен быть длительным.

Нефть
Фото: РИА Новости/Алексей Даничев

Кроме Минфина анализом результативности налоговых льгот для нефтегазовых компаний занимаются в Минэнерго и в Минэкономразвития. По словам представителя вице-премьера Дмитрия Козака Ильи Джуса, всем трем ведомствам поручено провести детальную ревизию налоговых режимов по каждому месторождению и к лету представить оценки их эффективности. В Минэнерго «Известиям» лишь сообщили, что работают в соответствии с «дорожной картой», в рамках которой проводится инвентаризация нефтегазовых объектов. В Минфине и Минэкономразвития на запрос «Известий» не ответили.

«Известия» обратились в крупнейшие российские нефтегазовые компании с просьбой оценить результаты использования предоставленных им налоговых льгот и прокомментировать возможные последствия от их отмены. В «Роснефти», «Газпроме», «Газпром нефти», «Татнефти» и «Сургутнефтегазе» не ответили на запрос. В «Лукойле» отказались от комментариев.

Не надо спешить

Ввиду возможного падения нефтяных котировок лишать компании господдержки довольно рискованно, заявил руководитель направления анализа и прогнозирования ЦМАКП Дмитрий Белоусов. Добыча на сложных месторождениях может потерять экономический смысл, что, с одной стороны, дестабилизирует сектор, с другой — приведет к потерям доходов для бюджета. Сейчас нефтегазовый вклад в него составляет почти половину всех поступлений — более 9 трлн рублей. Если компании лишатся льгот в неблагоприятный период, выручка госказны может сократиться, полагает Дмитрий Белоусов. Впрочем, по его мнению, льготы нужно предоставлять только под определенные обязательства — компании должны вкладывать свою прибыль в перспективные для экономического развития проекты, а не аккумулировать ее на счетах в банках.

Другим негативным последствием отмены льгот для ресурсодобывающих компаний может стать удорожание топлива для отечественных потребителей, уверена аналитик по товарным рынкам «Открытие Брокер» Оксана Лукичева. По ее мнению, в ближайшее время отказываться от этого вида господдержки рискованно, так как переход к рыночному регулированию цен на топливном рынке должен быть мягким.

Нефть
Фото: Getty Images/Bloomberg/Andrey Rudakov

Каждое месторождение уникально, поэтому и себестоимость добычи на каждом из них разная, сказал «Известиям» председатель комитета по энергетике Госдумы Павел Завальный. Льготирование по налогам дает возможность подстроить фискальную систему под эти особенности.

— Однако это субъективный инструмент, а потому необходимо двигаться к другой мотивирующей системе налогообложения, например, налога на добавленный доход, как более универсальной. В обозримой перспективе этот подход можно будет реализовать повсеместно — цифровизация нефтяной отрасли позволит учитывать добычу и затраты по каждой скважине, — считает Павел Завальный.

В целом необходимость льгот объясняется крайне высокой долей налогов на добычу, составляющей около 60% от выручки, уверен главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов. Поэтому многие категории запасов практически не могут разрабатываться без дополнительных стимулов, а их введение обычно приводит к росту добычи на таких активах. К примеру, после предоставления льгот для трудноизвлекаемых запасов в 2013 году их добыча увеличилась на 5 млн т ежегодно. В то же время системного анализа эффективности фискального режима в отрасли до последнего времени не проводилось.

Читайте также
Реклама