Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Швейцарии при сходе лавины погиб олимпийский медалист по сноуборду
Происшествия
В результате удара БПЛА по автомобилю в ЛНР погибла женщина
Общество
СК РФ завершил следственные действия по делу экс-замминистра обороны Булгакова
Культура
Редкое издание «Бесов» Достоевского выставят на аукцион за 1,2 млн рублей
Мир
CBS заявил о гибели 12 тыс. человек при протестах в Иране
Мир
Рютте признал отсутствие кораблей России и Китая у берегов Гренландии
Мир
Четыре российские кошки стали лучшими в мире в категории «ветераны»
Мир
Политолог предрек войну между странами Евросоюза
Мир
Reuters сообщило о вызове иранского посла дипведомством ЕС
Общество
NYT сообщил об отказе Клинтонов давать показания в конгрессе по делу Эпштейна
Мир
Трамп призвал союзников США покинуть Иран
Армия
Силы ПВО за два часа сбили 33 украинских беспилотника над регионами России
Общество
Городские власти Москвы заявили об улучшении качества воздуха после снегопада
Общество
Сотрудники новокузнецкого роддома выходили на работу больными
Мир
В Госдуме призвали к отставке нынешних политических лидеров ЕС
Мир
Политолог назвал последствия невыплаты Украиной кредитов МВФ
Общество
Сестра пациентки новокузнецкого роддома рассказала о халатности медиков
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Выборы в Индии давно нарекли «крупнейшим событием в мире, управляемым человеком». И это немудрено: с 11 апреля по 19 мая на участках для голосования во второй по численности населения стране планеты ожидают 900 млн избирателей. Но грядущие парламентские выборы в этой крупнейшей демократии, разумеется, интересны не только цифрами. «Известия» присмотрелись к тому, какие темы накануне голосования волнуют избирателей, кому подыгрывает Болливуд, какую роль в избирательном процессе играют Пакистан и коровы, а также каковы шансы премьера Нарендры Моди переизбраться на второй срок.

Внешний враг

«Я предупреждаю Пакистан: если вы посмеете поднять против нас руку, мы ее отрубим!» — эту фразу с весьма решительным видом произносит индийский актер Вивек Оберой, сыгравший главу индийского правительства в фильме с незамысловатым, но зато очень понятным названием «Премьер Нарендра Моди».

Пока страна смогла увидеть лишь трейлер к этой эпической киноленте. Релиз самого фильма планировался на 5 апреля, но на экраны, однако, он так и не вышел: несколько оппозиционных партий подали иск в Конституционный суд с требованием запретить киноленту, сочтя ее незаконной и неэтичной предвыборной агитацией.

Между тем не экранная, а активно демонстрируемая в реальности решительность в борьбе с террористами, атакующими Индию с территории злейшего врага Пакистана, уже успела добавить премьеру Моди дополнительные очки накануне стартующих 11 апреля выборов в парламент. События в индийском Кашмире, где в середине февраля от рук пакистанских террористов погибли 40 индийских военных, позволили главе правительства выступить в роли главного радетеля за интересы безопасности Индии. И многим его согражданам, традиционно не питающим добрососедских чувств к Пакистану, это пришлось по душе.

Фото: REUTERS/Adnan Abidi

На фоне того, что конфликт до конца не исчерпан, тема внешнего врага — к радости правящей Бхаратия джаната парти (БДП) — будет актуальна в течение всей предвыборной кампании. На днях министр иностранных дел Пакистана Шах Мехмуд Куреши заявил, что Исламабад обладает надежными разведданными, что Индия планирует спровоцировать, а то и вовсе инсценировать новую атаку в период с 16 по 20 апреля, что «позволит усилить дипломатическое давление на Пакистан и оправдать боевые действия против него». И как рассказал «Известиям» один из дипломатических источников, работающий в регионе Южной Азии, опасения провокаций в Пакистане оказались настолько сильны, что во избежание любых инцидентов с соседом Исламабад намерен до конца мая держать свое воздушное пространство закрытым для большинства полетов.

Взлеты и падения партии власти

На сегодняшний день опросы сулят партии премьера порядка 43% голосов. Но дело не только в жесткой руке, но и материальных стимулах. Еще в декабре 2018 года, когда БДП проиграла на местных выборах сразу в трех штатах, партия задумалась о способах вернуть расположение сельской глубинки. И не придумала ничего эффективней раздачи денег: фермерам, владеющим менее 2 га земли, была обещана субсидия в 6 тыс. рупий ($87) ежемесячно. На конец марта такую помощь получили порядка 47 млн человек.

Вместе с тем нынешний уровень поддержки этой политической силы не столь убедителен, если вспомнить о том, с каким триумфом партия Моди пришла к власти в 2014 году. На тех выборах БДП заручилась абсолютным большинством в парламенте. И во многом это удалось на волне обещаний создавать по несколько миллионов рабочих мест ежегодно.

Премьер-министр Индии Нарендра Моди

Фото: REUTERS/Adnan Abidi

За прошедшую пятилетку обещания, однако, таковыми и остались. Более того, как показал последний правительственный доклад (власти его намеренно долго скрывали от общественности, но документ обнародовала в январе газета Business Standard), безработица в Индии достигла 6,1%. Это стало самым высоким для страны антирекордом за последние 45 лет.

Но главное, что разочаровало в нынешних властях многих избирателей, — это затеянная Нарендрой Моди в конце 2016 года денежная реформа, напомнил «Известиям» эксперт по региону Южной Азии из ИМЭМО РАН Алексей Куприянов.

— Любая правящая партия в Индии перманентно теряет рейтинги на том, что попадает в коррупционные скандалы. Но главное, что подкосило правительство Моди, — его реформа по обмену денег, из-за которой куча народа просто лишилась своих накоплений, — заметил эксперт.

Реформу по обмену крупных денежных банкнот индийские власти затеяли с целью побороть теневой сектор экономики, который достигал почти 20% ВВП. Однако банкоматы и отделения банков оказались не готовы к массовому обмену, да и сроки, отведенные на это, были очень сжатыми. В итоге беднейшие слои населения, по привычке хранящие сбережения не в банках, а под подушкой, не успели вовремя обменять старые купюры на новые и остались ни с чем.

Сила и слабость оппозиции

В отличие от правящей БДП, ее главный соперник — Индийский национальный конгресс во главе с Рахулом Ганди, представителем уже четвертого поколения самой именитой в Индии политической династии Ганди-Неру, — предпочитает не нагнетать антипакистанские страсти. В случае своей победы нынешние оппозиционеры даже обещают отменить поправку в закон, который дает специальные полномочия вооруженным силам Индии в штате Джамму и Кашмир, считая их нарушающими права человека. БДП, разумеется, это предложение резко критикует.

Зато в щедрости в отношении малоимущих слоев населения оппозиция играет с партией власти на равных. Так, проживающим в условиях крайней бедности индийцам — а таких по всей Индии насчитывается 50 млн — лидер конгресса Рахул Ганди обещает выплаты в размере 72 тыс. рупий в год ($1,041), а 263-миллионной прослойке фермеров сулит списание части долгов и ряд других финансовых стимулов. Ну а кроме того, бьет и по слабому месту соперников, обещая снизить уровень безработицы до 3–4%.

Лидер конгресса Рахул Ганди

Фото: REUTERS/Amit Dave/File Photo

Пока конгресс котируется на уровне 24%. Однако Алексей Куприянов предупреждает: опросы в Индии — вещь далеко не самая надежная. К примеру, в прошлые парламентские выборы опросы прочили конгрессу уверенную победу, а в итоге партия показала худший в своей истории результат. Так что сюрпризы вполне возможны и сейчас: набрать большинство может как партия Моди, так и конгресс.

Не так давно последний задействовал новое «оружие», призванное завоевать сердца неопределившихся избирателей. Перед выборами на ключевой пост в партии была выдвинута Приянка Ганди, сестра Рахула и внучка Индиры Ганди, похожая на нее внешне и отличающаяся, как и бабушка, ораторским искусством.

На лугу пасутся ко…

— Инклюзивный рост, хорошее госуправление, борьба с коррупцией и создание рабочих мест остаются главным приоритетом для простых избирателей. Избиратель также ждет административных, судебных и полицейских реформ, чтобы сделать систему более «отзывчивой» к повседневным проблемам простых людей. Большинство хотело бы также, чтобы у Индии появился мощный военный потенциал для предотвращения угроз со стороны Пакистана и Китая, — обозначил чаяния рядовых индийцев в беседе с «Известиями» глава центра стратегических исследований United Service Institution of India генерал Бал Кришан Шарма.

Но есть у индийских избирателей, особенно в обширной «глубинке», и крайне специфические ожидания.

Как известно, еще до прихода к власти Нарендры Моди во многих штатах были запрещены убийства коров — священного для индуистов животного, а также ограничено потребление говядины. Однако Моди ужесточил и без того жесткую регламентацию всего, что связано с этим животным, а в 2017 году даже попытался ввести запрет на убой коров по всей стране (Верховный суд эту инициативу отверг).

Фото: Global Look Press/Nick Kaiser

Но у излишне трепетного почитания священных животных довольно вскоре оказалась и обратная сторона медали. Каждые 10 лет индийское правительство проводит перепись коровьего населения страны. В 2012 году, когда такая перепись проводилась в последний раз, по всей Индии насчитали 5,2 млн рогатых животных. Но, разумеется, с тех пор их поголовье резко выросло, став настоящим бедствием для части населения. В сельской местности бродячие коровы нередко съедали весь урожай. А в городах и крупных населенных пунктах парнокопытные частенько становились виновниками ДТП: ежегодно аварии, спровоцированные бесхозными коровами, уносили жизни нескольких сотен человек. Еще одним побочным эффектом тщательно культивируемой святости коровы стал рост индуистского экстремизма по отношению к мусульманам (их в Индии около 14%) и представителям касты неприкасаемых — далитам — за поедание говядины и торговлю коровами на убой.

Конечно, никто в Индии никогда не посягнет на святое — корову. Но на фоне того, что в ряде сельскохозяйственных штатов тема отношения к сакральному животному перешла в политическую плоскость, обещание избавить страну от побочных эффектов, связанных с этим животным, вполне способно принести некоторые политические дивиденды.

Занимательная арифметика

Хотя основная борьба развернется между двумя традиционными партиями, число участников индийского электорального процесса куда богаче. На места в 545-местном парламенте претендуют представители сразу 500 политических партий, а общее число кандидатов превышает 10 тыс. человек. Два мандата, впрочем, автоматом достанутся представителям англо-индийской общины, которых назначит президент.

С учетом многонаселенности Индии и постоянного прироста населения выборы в этой стране каждый раз становятся сами по себе абсолютным рекордом. В этом году число избирателей составляет 900 млн человек, из них около 84 млн придут на участки впервые.

Подготовка электронных машин для голосования

Подготовка электронных машин для голосования

Фото: REUTERS/Rupak De Chowdhuri

Любопытным индийским ноу-хау служит то, что многочисленные партии изображены в бюллетенях не только надписями, но и символами. У БДП это цветок лотоса, например, а у конгресса — ладонь. Встречаются в бюллетенях будильник, серп с молотом и, конечно, слон. Такая партийная визуализация — дань 300 млн неграмотных индийцев.

Нетипичным с точки зрения остального мира является и длительность выборов, хотя с точки зрения индийских реалий она вполне объяснима. Стартующий 11 апреля процесс волеизъявления пройдет в несколько этапов и завершится только 19 мая. А итоги выборов будут обнародованы лишь 23 мая.

Читайте также
Прямой эфир