Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

К новым планетам

Режиссер Татьяна Ильина — о работе с Георгием Данелией над его последним фильмом «Ку! Кин-дза-дза»
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Георгий Данелия — один такой, не похожий ни на кого. Его фильмы трудно отнести к какому-то жанру. Он сам придумал себе жанр — лирическая комедия. Ведь чистой комедией его кино назвать сложно, мелодрамой — тем более. Скорее удивительный микс слез и смеха — то есть жизнь как она есть. Сам себя он называл грузином московского розлива. И все его фильмы были абсолютно космополитичными — грузинская тонкость в сочетании с московской европейскостью.

Первую «Кин-дза-дза!» (1986) я посмотрела совсем юной. Данелия уже тогда был недосягаемой величиной, и я представить себе не могла, что когда-то мне выпадет счастье поработать с ним вместе. Новая, анимационная «Кин-дза-дза!» была подарком судьбы — мастер-класс длиною в шесть лет.

Над сценарием мы начали работать еще в 2006 году. Было шесть версий с совершенно различными фабулами. Потом картина встала на три года (на «Союзмультфильме» тогда остановилось около 70 проектов), но мы продолжали работать почти бесплатно маленькой группой. Позже к нам присоединился Сергей Сельянов (продюсер «Лунтика» и «Трех богатырей». — «Известия»), и мы фактически с нуля сделали фильм за два года. Для полного метра это нормальный срок. А для технологии, в которой мы работали, — всю технику и детали фона моделировали в 3D, а сама анимация была классическая, рисованная — это даже быстро.

Почему Данелия решил делать новую версию? Мы с ним много говорили об этом. Причины две. Первая — он был настоящим художником, а художник всегда ищет новые пути самовыражения. Ему было страшно интересно вступить на неизведанную территорию. Это сам по себе важный мотив.

А во-вторых, ему хотелось сделать современное высказывание. Первый «Кин-дза-дза!» был фильмом-предупреждением, рассказом о том, что с нами со всеми произойдет, если мы не остановимся. Новая версия была уже констатацией факта, обращением к новому поколению, которое живет в мире, подтвердившим его опасения. Она, наверное, смотрится легче, но на самом деле гораздо страшнее. Не случайно Толик, молодой человек, ставший главным героем, на пустынной планете Плюк себя чувствует как рыба в воде — она не сильно отличается от его Земли.

Данелия был чрезвычайно требовательным — к себе в первую очередь, но и ко всем остальным. И то, как он работал, лучше всяких слов свидетельствовало: для него кино — это жизнь. Он с трудом переносил выходные, не мог дождаться понедельника, чтобы снова взяться за дело. Всегда первым приходил на студию. Остальные просыпаются, подтягиваются по одному — а он уже на месте, и работа кипит.

Свои голоса героям фильма подарили артисты, с которыми Данелия работал ранее, — Вахтанг Кикабидзе, Евгений Стеблов, Александр Адабашьян, Полина Кутепова... Данелия и сам озвучил две роли. Сначала это была «рыба», черновая запись, которую он хотел перезаписать, но я сумела его уговорить оставить всё, как есть.

Своим упорством Данелия нас всех вдохновлял. Фильм был очень сложным — и по задумке, и по реализации, и по производственным обстоятельствам. Чтобы его вытянуть, нужно было невероятное усилие. Его энтузиазм, огромная вера в то, что мы делаем — и в то, что всё обязательно получится, — были основной движущей силой. Своей последней картиной, кстати, он очень гордился, говорил, что это «лучшее мое кино». Мне всегда это было приятно слышать (фильм получил «Золотого орла», «Нику» и азиатский «Оскар». — «Известия»).

Работать с Данелией было тяжело, а вот дружить — волшебно. Это был невероятный человек, обаятельный, сочувствующий, не стареющий. В последний раз мы общались с ним по телефону 27 января — он сам позвонил мне в перерывах между больницами, чтобы поздравить с прошедшим Татьяниным днем.

Конечно, все знали, что Георгий Николаевич болеет. Но он глыба, поэтому казалось, что он может победить всё. Даже это. В последние годы он не давал никаких интервью. Конечно, с одной стороны, ему физически это было тяжело. А с другой — он не хотел показывать себя слабым. Внутренне он всегда оставался сильным.

Его последний фильм уже был свидетельством его масштаба. Человек с мировым именем, да и просто гений — чего стесняться правды — взял и поменял область творчества: из игрового кино ушел в анимацию. Это поступок, требующий огромной силы, уверенности, широты взглядов. И внутренней юности — такие радикальные шаги свойственны скорее молодым людям, чем заслуженным и состоявшимся.

Автор — режиссер-мультипликатор, сценарист, художник-постановщик, лауреат Государственной премии РФ в области культуры

Прямой эфир