Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

Проценты творчества

Режиссер Владимир Хотиненко — о том, почему новые реалии в кино требуют и новых законов
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ровно 20 лет назад я снял фильм «Страстной бульвар». Сергей Колтаков играл там некогда популярного артиста, спустя годы вынужденного работать кочегаром. История, конечно, вымышленная, но сколько подобных трагедий произошло в реальности? Сколько было советских звезд, которые познали успех, а потом нищенствовали в старости? Такова профессия кинематографиста — вылететь из нее можно за три секунды. Поэтому я считаю справедливым, чтобы наши режиссеры и сценаристы получали отчисления за коммерческое использование их труда.

На днях я принял участие в большой конференции по авторским правам. Называлась она Writers and Directors Worldwide Annual Congress, ее провели в Москве несколько международных организаций. Приехали десятки делегатов из разных стран мира и рассказывали о том, как у них обстоят дела с отчислениями. У нас киноиндустрия сравнительно молодая, мы много чего еще не умеем и не знаем, поэтому пока нам приходится опираться на международный опыт.

Сегодня и я, и мои коллеги режиссеры-сценаристы, прежде чем начать работу, подписывают договор, где есть пункт, что все права на фильм передаются продюсерам. Кроме гонорара, мы не имеем больше ничего. Пока у нас лишь композиторы — так сложилось еще с советских времен — получают дополнительные авторские отчисления с каждого показа. И я знаю, что инициатива гильдий режиссеров и сценаристов (предложения отправлены в Союз кинематографистов. — «Известия») расширить этот круг получателей вызывает вопросы в бизнес-среде.

Такая реакция для меня совершенно непонятна. Ведь это же справедливо, чтобы творцы получали деньги за свою работу. Конечно, для продюсеров, прокатчиков, владельцев кинотеатров это лишние хлопоты и затраты. Но ведь это же их бизнес. А интеллектуальный труд сценаристов и режиссеров приносит им доходы. Что до страхов о том, что новые поправки могут кого-то разорить, они мне кажутся пока преждевременными. Вот будет закон, можно будет спорить о конкретных цифрах — какой процент будет посильным, а какой — чрезмерным.

Много лет назад мне нужно было использовать в одном фильме знаменитую немецкую песню «Лили Марлен». Казалось бы, почти век прошел и по логике вещей она могла вполне перейти в общественное достояние. Однако мы занялись вопросом, и выяснилось, что нет — есть наследники авторов и нужно платить за право использования. И мы заплатили. Закон суров, но справедлив. Мне бы хотелось, чтобы и у нас наследники могли через сто лет получать доходы с фильмов, которые сняли их отцы и деды.

В то же время часть опасений я понимаю. Подозреваю, что продюсеры и прокатчики боятся цепной реакции. Что после сценаристов и режиссеров процент с отчислений попросят и актеры. А это совершенно другой масштаб. Например, у меня в «Гибели империи» снималась тысяча артистов! Но, согласно закону, авторами аудиовизуального произведения у нас являются сценарист, режиссер и композитор. Артист — приглашенный специалист. Соответственно, отчисления возможны, если заранее прописать их в договоре. На «Бэтмене» Джек Николсон отказался от гонорара в пользу процента от доходов — и заработал миллионы! Возможно, когда-нибудь и у нас будет возможна такая сделка.

Современная законодательная база требует доработки и во многих других аспектах. Например, совсем иные доходы будут у нашей индустрии, если решить проблему с пиратством. Недавно я был на заседании совета по кинематографии под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева. И там сделал для себя много открытий. Я, конечно же, знал, что интернет-аудитория наших фильмов больше кинотеатральной. Но даже не представлял, что настолько!

Конкретные цифры произвели на меня глубочайшее впечатление (по оценке министра культуры Владимира Мединского, ущерб российской киноотрасли от пиратства составляет в год от 40 млрд до 70 млрд рублей. — «Известия»). Я окончательно осознал, что интернет — абсолютно непаханое поле. В своей краткой речи на том заседании я даже сказал: очевидно, что романтический период в истории кинематографа закончился. Красные дорожки, полные залы — это, конечно, хорошо, но будущее в новых технологиях. Мы все понемногу начинаем это осознавать. О проблемах эпохи интернета много говорилось и на обсуждении закона о культуре в общественном совете при комитете Госдумы. Я надеюсь, что в ближайшее время произойдут решительные сдвиги на законодательном уровне и от разговоров мы перейдем к делу.

С одной стороны, меня радует, когда открываются перспективы и есть вызов. Я неустанно повторяю студентам: «Учитесь новым формам». И, кроме понимания важности происходящих изменений, мне самому всё это очень интересно. Я много преподаю, и если не буду в курсе, то не смогу подготовить современных людей, способных в этом новом мире существовать. И как римский сенатор, который каждую свою речь заканчивал фразой: «Карфаген должен быть разрушен», так и я на каждом высоком заседании, на каждой доступной мне площадке готов повторять: «Нашему кино нужна новая законодательная база».

Автор — народный артист России, кинорежиссер, сценарист, заведующий кафедрой режиссуры игрового кино ВГИКа, член Общественного совета при комитете по культуре Госудумы, член Правительственного совета по кинематографии

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир