Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп указал на выход переговоров по урегулированию на Украине на финальный этап
Мир
Дмитриев указал на панику сторонников продолжения украинского конфликта
Мир
Зеленский выразил намерение обсудить с Трампом территориальные уступки Украины
Мир
FT сообщила о беспокойстве Киева из-за разговора Путина с Трампом
Мир
Трамп заявил об отсутствии дедлайнов по урегулированию на Украине
Мир
Трамп заявил об уверенности в настрое РФ достичь договоренности по Украине
Мир
Трамп заявил об отсутствии у ЕС решения по использованию замороженных активов РФ
Мир
Зеленский прибыл в Мар-а-Лаго на встречу с Трампом
Мир
Путин и Трамп договорились оперативно обсудить итоги контактов США и Украины
Мир
Ушаков призвал Киев принять решение по Донбассу с учетом ситуации на фронтах
Мир
Разговор Путина и Трампа по телефону продлился 1 час 15 минут
Мир
Ушаков сообщил о схожей позиции Путина и Трампа по европейскому плану по Украине
Мир
Дмитриев назвал важнейшим телефонный разговор Трампа и Путина
Мир
Трамп назвал украинский кризис самым трудным для себя
Спорт
Артемьев стал серебряным призером чемпионата мира по быстрым шахматам
Спорт
Хоккеисты ЦСКА впервые в сезоне обыграли «Спартак»
Мир
Фанаты Трампа собрались около резиденции в Майами перед переговорами с Зеленским

Маугли городских джунглей: откуда берутся дети-невидимки

Специалисты-девиантологи утверждают, что ребенок, столкнувшийся с жестоким обращением, вырастает в подростка-агрессора
0
Фото: Getty Images
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Пять-шесть сообщений о жестоком обращении с детьми ежедневно поступает в Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. В то же время, как заявила «Известиям» детский омбудсмен Анна Кузнецова, количество преступлений, совершенных подростками 14–15 лет, выросло на 20%. О том, почему в XXI веке появляются дети-маугли, есть ли шанс у девочки, брошенной матерью в квартире без еды и воды, социализироваться в дальнейшем и что становится причиной подростковой агрессии, рассказали уполномоченный при президенте России по правам ребенка и специалисты по девиантному поведению.

Пропущенный сигнал

«Известия»: История пятилетней девочки, брошенной Ириной Гаращенко в квартире, всколыхнула общество. Что дальше будет с маугли с Ленинградки? Мать уже заявила, что планирует обратиться к детскому омбудсмену, чтобы ей вернули ребенка.

Анна Кузнецова, уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребенка: У меня нет такой информации. Но я слышала, что она просит меня позаботиться о дочери. Об этом меня просить не надо — я на следующий же день была у девочки. Такого я еще не встречала! Она фрукты нюхала, лизала, в первый раз увидела фломастер. Отказывалась ложиться на кровать — до этого хотела спать на стуле. Мыли ее — был крик, визг, она не давалась.

«Известия»: Она понимает, что ей говорят?

Анна Кузнецова: Девочка очень хочет понравиться, сделать так, как мы просим, но не всегда понимает, чего от нее хотят. Например, не может показать ушки у игрушечной собачки, но старается их найти и очень радуется, когда угадывает. У меня сердце разрывается. Я не оставлю это дело. Будем показывать разным специалистам. У нас замечательные доктора, девочку окружили любовью. К нам в аппарат уже дважды звонили с желанием удочерить ее.

«Известия»: Есть ли шансы реабилитировать этого ребенка?

Гелена Иванова, президент благотворительного фонда «Шанс», психотерапевт, специалист по девиантному поведению подростков: Девочка находится в состоянии психологического госпитализма. Учитывая, что это ранняя депривация, она может научиться социальным навыкам, но ее психологическое развитие очень сильно нарушено.

Психика ребенка защищается от стресса тремя способами. Первый — психосоматика (дети бесконечно болеют астмой, дерматитами). Второй — психоз, как у этой девочки. Мы можем сказать, что ее состояние сегодня психотическое и возможная работа с ней — максимально увести ее от психотического уровня функционирования. Третий способ — отыгрывание вовне своих внутрипсихических конфликтов.

«Известия»: Почему эту ситуацию не отследила опека?

Анна Кузнецова: В последнее время мы изобрели термин «дети-невидимки» — они в какой-то момент пропадают из поля зрения всех служб. Например, в Улан-Удэ воспитатели сигнализировали полиции, что ребенка четыре дня не было в детском саду. Когда квартиру вскрыли, обнаружили, что он четыре дня жил рядом с мертвой бабушкой, ел печенье, конфеты — что нашел.

Большая проблема — в доверии к органам опеки. Обратиться с просьбой о помощи могла бы сама мама, если бы она знала, что к ней придут не апельсины в холодильнике считать, а предоставят психологов, юристов.

«Известия»: Будут ли даны новые рекомендации органам опеки, чтобы мы больше не находили детей-маугли?

Анна Кузнецова: Всё, что касается детей, не допускает экспрессивных решений типа поквартирного обхода.

Юрий Котов, ответственный секретарь Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: У опеки нет обязанности ходить по квартирам — люди воспринимают такие визиты в штыки. Но в ситуации с девочкой-маугли с Ленинградки, может быть, есть вина этих органов. Шесть лет назад мы разработали регламент межведомственного взаимодействия по раннему выявлению семейного неблагополучия. В нем прописано: если родители не платят за квартиру больше шести месяцев, органы опеки должны обратить внимание на эту семью. Если бы здесь этот регламент был выполнен, до такого бы не дошло: мать длительное время не платила за квартиру.

Мы провели разбор с районной комиссией, два сотрудника опеки, не исполнившие этот регламент, ушли по собственному желанию. Проигнорировать эту ситуацию — верх некомпетентности.

Мне кажется, что наши специалисты на районном уровне, к сожалению, успокоились. Ежедневно я получаю по 5–6 сообщений от учреждений здравоохранения Москвы о признаках жесткого обращения с детьми.

Невидимая проблема

«Известия»: Есть ли связь между жестоким обращением со стороны взрослых и дальнейшим девиантным поведением детей?

Гелена Иванова: Жестокое обращение — самое тяжкое унижение для ребенка, а унижение — самая большая травма для человека, для ребенка особенно, и очень серьезно влияет на его психическое развитие. У таких детей в последующем формируется мазохистический тип личности. Либо они сами станут агрессорами.

Сегодня 70% девиантных детей воспитываются матерями-одиночками. Мы не знаем, что происходит за закрытыми дверями. Это могут увидеть учителя в школе, потому что впервые девиантное поведение проявляется в первом классе. Ребенок отличается от других детей: либо прячется, либо дерется, плохо учится. Такие дети становятся изгоями.

Анна Кузнецова: Я не встречала полноценных исследований — как изменяется ситуация на протяжении многих лет, под влиянием каких факторов деформируется. Эксперты говорят, что около 50 лет не было серьезных исследований детской темы. Только опираясь на научные исследования, привязанные к сегодняшней российской действительности, мы можем ответить, что делать.

Мониторинг воспитательных программ, который провел Рособрнадзор, показал, что 74% воспитательных программ не содержат в должной степени профилактики агрессии, суицидального поведения детей.

Мы видим тенденцию к снижению преступлений несовершеннолетних, но внутри снижающихся цифр есть интересная динамика. Например, тенденция к омоложению. Среди 14–15-летних — рост больше 20%. Больше чем на 5,6% выросло число тяжких преступлений, совершенных подростками. Есть тенденция роста групповых преступлений среди несовершеннолетних. Каждый пятый ребенок на момент совершения следующего преступления уже находится в конфликте с законом, каждый третий-четвертый — не учился и не работал.

Елена Артамонова, замдиректора по развитию системы профилактики девиантного поведения Центра защиты прав и интересов детей: Наш центр — организация, подведомственная Минпросвещения. Мы много лет исследуем девиантное поведение и его разновидности: аддиктивное, делинквентное (правонарушения), аутоагрессивное.

Сейчас начинается масштабное популяционное исследование современного ребенка по всей стране, которое проводит РАО. Оно позволит вычленить нюансы портрета современного ребенка со всеми его особенностями, с учетом социокультурной среды развития. Это даст возможность выстраивать программы по нивелированию негативных факторов воздействия внешней среды.

«Известия»: Больше года назад Институт образования ВШЭ завершил исследование по буллингу. Лишь 30% из 1,5 тыс. опрошенных не сталкивались с ним в школе. Нужны ли нам антибуллинговые программы?

Анна Кузнецова: Некоторые исследователи говорят, что по заявлению детей буллинг есть, травля есть, а по заявлению педагогического коллектива травли нет. То есть детские проблемы недооцениваются взрослыми. Ребенок пребывает в ситуации стресса, а взрослый говорит: «Мальчишки подрались — с кем не бывает?» Подобный подход, возможно, является одной из причин, почему у нас не появляются антибуллинговые программы.

«Известия»: Дети, с которыми вы работаете, сталкивались с буллингом в школе?

Гелена Иванова: Я обследовала 126 детей, из них 87 детей условно осуждены и 39 детей — с девиантным поведением. Только 10% таких детей живут в семьях, которые можно отнести к среднему классу, остальные — из бедных. Они не выезжали никуда, у них нет денег на одежду, гаджеты. 70% детей не состояли на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) и попали в поле зрения, совершив преступление. Это латентная преступность. Буллингу подвергались практически все эти дети, потому что они плохо учатся.

На учете в КДН дети состоят с семи лет. В Москве сегодня 5 тыс. таких детей.

Анна Кузнецова: Принципиально важный момент — профессионализм сотрудников.

Мы изучали каждое ЧП в школах. Я сама выезжала на места, разговаривала с учителями, родителями, детьми. Отмечается непрофессионализм тех, кто должен вмешаться в ситуацию. Мы направили в правительство предложение — ввести специальные требования для членов комиссии по делам несовершеннолетних.

Юрий Котов: Я не считаю, что у нас стало больше агрессии, чем это было когда-то. Больше выявляют, больше об этом говорят, всю информацию сразу выкладывают в интернет.

Маркер для учителя

«Известия»: После очередного громкого случая — нападения в школе, драки — общественность начинает говорить о необходимости усиления психологической службы в школах. Даст ли это что-то?

Анна Кузнецова: Психологов надо учить, это должны быть опытные специалисты. К сожалению, в Кургане психолог так провел работу, что ребенок свел счеты с жизнью. И не совсем понятно пока, откуда регионы будут брать столько психологов, сколько нужно.

Что должны знать школьные психологи, как переквалифицироваться — это большой вопрос. Связь семьи и школы тоже порой нарушена. В Смоленске девочка, покончившая с собой, жила как на другой планете: ни в семье, ни в школе никто не видел, что с ней что-то происходит.

Нужны новые форматы работы. Я возлагаю большие надежды на модернизацию воспитательных программ в общеобразовательных учреждениях. Единственное, что этому препятствует, — подход к оценке эффективности работы школы. Образование — это процесс обучения и воспитания. Мы один компонент учитываем, работаем над совершенствованием процедур, а второй процесс отпускаем. В школах, где воспитательный процесс организован замечательно, учителя-энтузиасты делают больше вопреки, чем благодаря, в ущерб официальным критериям.

«Известия»: Есть ли предложения изменить подготовку школьных учителей, психологов, чтобы они видели буллинг, замечали проблемных детей и вовремя реагировали на ситуацию?

Гелена Иванова: Ребенок вряд ли будет доверять школьному психологу, потому что тот может передать информацию директору школы, обязан оформить заключение. С девиантными детьми даже в закрытых учреждениях всегда работает приходящий психотерапевт.

Елена Артамонова: Задача школьного психолога — работать со всеми детьми, с семьей, с родителями, которые сегодня могут казаться вполне благополучными. Увидеть тревожные признаки должны и психологи, и педагоги, и классный руководитель, и родители, и даже одноклассники. Все они должны уметь увидеть маркеры суицидального риска, аддиктивного, аутодеструктивного поведения. В редких случаях ребенок спонтанно совершает такое деяние — чаще решение назревает постепенно. Та же ситуация с буллингом. Его обычно все видят, только предпочитают не замечать. Нужна работа на опережение.

«Известия»: А какие маркеры должны заметить родители, чтобы забить тревогу?

Елена Артамонова: Первый фактор, на который следует обращать внимание, — изменение привычного поведения ребенка. Например, он был открытым, общительным, а вдруг стал замкнутым, молчаливым. Или наоборот. Могут быть разные причины: несчастливая влюбленность, межличностные отношения в классе. Человеческий фактор, неравнодушие всего нашего общества, мне кажется, сейчас нужно взять за основу. Мы часто чувствуем неблагополучие, но за суетой, потоком других дел проходим мимо.

Анна Кузнецова: Насторожиться надо, когда родитель начинает отдаляться от сына или дочери. 59% родителей не контролируют информационный поток в интернете, с которым сталкивается ребенок. Но родитель, который находится в постоянном контакте со своими детьми, чувствует эти изменения и вовремя реагирует. Когда мы отдалились и не знаем, что с ним происходит, это сигнал тревоги.

«Известия»: После каждого громкого случая общество призывают обращать внимание не неблагополучные семьи. Не начнется ли очередная волна охоты на ведьм?

Юрий Котов: Охоты на ведьм не будет. Есть система контроля — уполномоченные по правам ребенка и вышестоящие комиссии. Все жалобы на комиссии и на опеку поступают ко мне. Из 100% жалоб на опеку, поступивших ко мне, подтверждается 1–2%, всё остальное — эмоции.

«Известия»: Что могло бы улучшить ситуацию, как правильно работать с агрессивными подростками?

Гелена Иванова: В Норвегии, например, 80% подростков с асоциальным поведением охвачены психотерапией. Там рецидивы случаются у 20%, у нас — у 57% (по статистике за 2016 год). Это государственные программы.

Анна Кузнецова: Если у нас будет стопроцентная занятость детей дополнительным образованием, мы увлечем их тем, что им интересно. Пока есть тенденция к снижению – за 2017 год на 1,7% снизилось число детей, получающих допобразование. За 18-й у меня нет статистики. Допобразование – огромный ресурс для профилактики.

В регионах есть отличные практики работы по ресоциализации несовершеннолетних преступников. В Хабаровском крае в одном из учреждений находятся дети, малолетние преступники, от которых отказались все учреждения. Большинство этих детей, благодаря работе, организованной там, возвращаются к нормальной жизни. Этот опыт нужно изучить и тиражировать. Нужно делать на этой площадке, например, ресурсный центр.

А ещё, важно, чтобы у родителей была возможность обратиться за помощью специалистов во время по единому номеру телефона. А то сейчас мамы вынуждены изучать функционал всех департаментов в регионе, пока доберутся до двери, в которую им на самом деле надо. Несколько месяцев назад такой проект был запущен в Пензе. Это программа, в которую занесены все существующие ведомства соцзащиты, вся система профилактики, все реабилитационные центры, все специалисты, которые нужны человеку.

Набрав номер, человек получает навигацию туда, куда надо. Должна быть доступность информации и доверие.

«Известия»: После керченской трагедии ФСБ заявила, что разработан перечень мер для борьбы с радикализмом среди молодежи. Есть ли реальные стратегии, которые можно принять в федеральном масштабе, чтобы избежать подобных ЧП?

Анна Кузнецова: Конечно, этой темой должны заниматься специалисты, это серьезная работа. И к сожалению, «волшебных» мер нет.

А с деструктивным контентом сейчас в некоторых регионах работают «кибердружины». Общественные активисты берутся за взаимодействие с детьми, находящимся в деструктивных группах. Но тут нужно иметь в виду возможные риски, которые с этим связаны. А если ребенок стоит на балконе и пишет об этом в социальной сети, готов ли представитель общественной организации поговорить с ним? Кто будет нести ответственность, если он все-таки прыгнет?
Представители работают с персональными данными. Кто гарантирует, что личная история ребенка не станет достоянием интернета, а после закрытия группы он не перейдет в другую. Нужно допускать к людям из группы риска профессионалов. Это «тонкий лёд» и надо быть очень осторожными. Сегодня нет алгоритма работы с ребенком, выявленным в деструктивной группе и они должны быть разработаны специалистами.

Читайте также
Прямой эфир