Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Швейцарии при сходе лавины погиб олимпийский медалист по сноуборду
Мир
Украинские СМИ сообщили о росте числа бегств в Белоруссию от мобилизации
Общество
СК РФ завершил следственные действия по делу экс-замминистра обороны Булгакова
Мир
Лукашенко заявил о неопределенности курса «бешеного мира» в 2026 году
Мир
CBS заявил о гибели 12 тыс. человек при протестах в Иране
Спорт
Майкл Каррик назначен временным главным тренером «Манчестер Юнайтед»
Мир
Четыре российские кошки стали лучшими в мире в категории «ветераны»
Мир
Axios узнал о тайной встрече Уиткоффа с сыном последнего иранского шаха
Мир
Reuters сообщило о вызове иранского посла дипведомством ЕС
Мир
Генпрокуратура ФРГ обвинила двоих украинцев в шпионаже
Мир
Трамп призвал союзников США покинуть Иран
Армия
Силы ПВО за два часа сбили 33 украинских беспилотника над регионами России
Общество
Городские власти Москвы заявили об улучшении качества воздуха после снегопада
Общество
Сотрудники новокузнецкого роддома выходили на работу больными
Мир
В Госдуме призвали к отставке нынешних политических лидеров ЕС
Мир
Политолог назвал последствия невыплаты Украиной кредитов МВФ
Общество
Сестра пациентки новокузнецкого роддома рассказала о халатности медиков

Глас коррекции

Финансовый аналитик Анастасия Соснова — о том, почему ЦБ и Росстат разошлись в оценках экономического роста
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Аналитики Центробанка и Росстат разошлись во мнениях по поводу темпов экономического роста в России в 2018 году. Департамент исследований и прогнозирования ЦБ указывает, что фактическое увеличение ВВП может быть ниже первой оценки Росстата в 2,3%. По подсчетам экспертов регулятора, в прошлом году российская экономика выросла на 1,7–2,3%, а результат 2017 года должен быть пересмотрен в сторону повышения. Согласно Росстату, за 2017 год ВВП России увеличился на 1,6%.

В целом, аналитики ЦБ соглашаются с Росстатом в том, что именно благоприятная динамика экспорта в 2018 году компенсировала ослабление потребительской активности россиян. В частности, консенсус есть в том, что рост экономики ускорился благодаря сектору добычи полезных ископаемых. Цена на один из главных продуктов российского экспорта — нефть — в прошлом году росла.

Нужно отметить, что в 2017 году одним из ключевых драйверов роста экономики был внутренний спрос. Расходы на конечное потребление выросли на 3,2%, оптовая и розничная торговля — на 2,5%. В 2018 году темпы роста в торговле замедлились до 2,2%, а потребительские расходы стали заметно скромнее — они также прибавили лишь 2,2%. Поэтому с оценкой наиболее весомого вклада добычи полезных ископаемых в рост экономики в прошлом году сложно не согласиться.

Основные сомнения аналитиков регулятора были связаны с вкладом в ускорение экономики такого сегмента, как строительство — косвенные индикаторы деловой активности здесь не показали убедительного роста. В 2017 году на возведение зданий пришлось только 35% вложений в строительный сектор, в 2018 году ввод нового жилья замедлился (на 4,9%, до 75,3 млн кв. м).

Напомню, что Росстат оценил рост строительства в 2018 году в 5,3%, а его вклад в ускорение ВВП — в 0,25 п.п. Таким образом, исходя из аргументов аналитиков ЦБ, рост экономики при околонулевых изменениях в сегменте строительных работ должен был составить не 2,3%, а в лучшем случае 2%. В февральском выпуске «О чем говорят тренды» регулятор указывает на технический характер изменений в сегменте строительства: предполагается, что он связан с вводом крупных инвестиционных проектов. В то же время, если объем строительно-монтажных работ равномерно распределить между прошлым годом и 2016–2017 годами, когда проекты осуществлялись по факту, то оценки роста ВВП в 2016 и 2017 годах должны оказаться выше объявленных ранее. Именно здесь кроется возможность пересмотреть старые показатели в сторону увеличения.

Тем не менее, на мой взгляд, сегменту, доля которого в ВВП составляет около 5–6%, уделяется слишком много внимания. Да, строительная отрасль специфична, и далеко не так очевидно, в каком из периодов лучше учесть работы по проектам. По большому счету, на будущие оценки это мало повлияет, учитывая разовый характер строительства инфраструктурных сооружений и их влияния на рост ВВП. А если оценки будут пересмотрены в рамках представленных рекомендаций, то и вовсе может возникнуть путаница в интерпретации, на каком все же этапе экономического цикла находится российская экономика.

Между тем очень похоже, что именно 2018-й стоит считать годом пикового подъема в нынешнем экономическом цикле, каким бы он ни оказался в результате переоценок. В пользу этого сценария говорит и ускорение темпов кредитования экономики в 2018 году, тогда как его сжатие будет свидетельствовать о сокращении активности.

В 2019 году, как ожидается, экономическая активность будет замедляться. Косвенно это подтвердило бы сужение рынка кредитования. Причинами такой динамики, в том числе, станет затухание внутреннего потребления в сочетании замедлением роста мировой экономики, которое уже началось. В итоге в 2019 году российский ВВП должен прибавить не более 1,5%.

Автор — финансовый аналитик

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир