В связи с выходом США из Договора о ракетах средней и меньшей дальности и приостановкой участия России в нем военно-промышленному комплексу РФ к 2021 году нужно выполнить две вполне конкретные задачи. Нужно «осухопутить» морской комплекс с крылатыми ракетами «Калибр» с дальностью действия до 2500 км и, может быть, даже несколько больше, а также создать гиперзвуковую баллистическую ракету средней дальности. Насколько сложны эти проекты и могут ли они быть выполнены в назначенные сроки?
Что касается переноса морского ракетного комплекса «Калибр» на сушу, то это технически не очень сложная и, возможно, даже уже заранее решенная задача. Дело в том, что разработчик морских «Калибров» и крылатых ракет для комплексов «Искандер-М» один и тот же — это ОКБ «Новатор». С большой вероятностью и в морских, и в сухопутных ракетах от «Новатора» используются одни и те же технические решения: конструктивные особенности ракет, двигатели, одна и та же система управления ракетами, наконец, одни и те же боевые части и система прицеливания ракет перед пуском.
Согласитесь, было бы странно в рамках одного конструкторского бюро при работе над подобными по назначению ракетами не использовать схожие и уже опробованные решения. И это значительно облегчает «приземление» ракет комплекса «Калибр». Получается, вопрос в пусковой установке, а также в увеличении или корректировке серийного производства ракет — чтобы не снижать темпы выпуска для Военно-морского флота. Хотя тут возможны и кардинальные решения — вплоть до пересмотра программ строительства кораблей-носителей крылатых ракет большой дальности. В конце концов, сухопутные «Калибры» будут значительно более мобильными и скрытными средствами ракетного удара.
В самоходную пусковую установку комплекса 9К720 «Искандер-М» большая ракета для работы по наземным целям морского «Калибра» (3М-14) не войдет по габаритам. Но кузов новых пусковых установок ракетного комплекса с ракетами 9М729, которая была показана 23 января на брифинге Минобороны, позволяет разместить длинный морской «Калибр». Так что вопрос с сухопутными ракетами будет решен, судя по всему, достаточно оперативно — в течение нескольких месяцев. А размещение подобных ракет может начаться практически сразу же по завершении летных испытаний. И таким образом мы можем уже к концу 2019 года получить достаточно серьезный сухопутный ударный потенциал средней дальности.
О втором проекте — гиперзвуковой баллистической ракете средней дальности — информации пока крайне мало. Если какие-то работы в этом направлении уже и велись, то носили чисто теоретический характер, и нам пока неизвестны их детали. Но скорее всего, созданием новой ракеты будет заниматься либо КБ машиностроения (Коломна), либо Московский Институт Теплотехники.
Вполне вероятно, что такая ракета будет иметь мощную первую разгонную ступень с минимальным активным участком и аэробаллистическую вторую ступень, которая будет управляемой на протяжении всего полета. То есть речь идет не о классической баллистической ракете со свободно падающей боеголовкой, а о чем-то куда более современном. Такая ракета будет лететь по «умной» траектории, которую сложно будет просчитать средствам ПВО и ПРО потенциального противника.
Надо сказать, что даже при использовании богатого теоретического багажа и опыта создание такой ракеты будет серьезным вызовом — ее надо будет делать почти с нуля. И в процессе разработки придется решить несколько проблем. Во-первых, создание собственно ракеты — двигателей, корпуса, систем управления, прицеливания, корректировки. Во-вторых, опять же, разработка подходящей пусковой установки. Скорее всего, на имеющиеся сейчас стартовые платформы разместить такую ракету не получится — пусковые от «искандеров» слишком малы, а многоосные тягачи комплексов типа «Тополь-М» и «Ярс» слишком велики.
Есть, правда, промежуточные варианты шасси — например, база для пусковой установки противоспутниковой системы «Нудоль». Вероятно, такая установка могла бы нести две ракеты нового комплекса.
Кроме пусковой установки, необходимо будет создать вспомогательные системы комплекса: машину подготовки информации о целях, командно-штабную машину, машину для личного состава, арсенальные средства, средства для технического обслуживания ракет. Конечно, при разработке всего этого будут использованы какие-то уже готовые решения, но всё равно надо будет всё это построить, испытать и внедрить в войска.
Кстати, не исключено, что в них придется создавать новую командно-штабную инфраструктуру под новые ракетные системы. Вполне возможно даже, что новые бригады будут принадлежать Ракетным войскам стратегического назначения. Это было бы логично, так как применение подобных систем будет вестись никак не в интересах операций группировок сухопутных войск, а исключительно в стратегических целях.
Сколько времени уйдет на создание подобного нового гиперзвукового ракетного комплекса? Два года, обозначенные военными, выглядят довольно коротким сроком. Задача, конечно, очень сложная, но решаемая. Политическая воля есть, разработчики и промышленная кооперация — тоже, финансы обещано найти. Получается, что надо делать!
Автор — главный редактор интернет-проекта MilitaryRussia
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции