«Попытки сколотить антироссийскую коалицию потерпели неудачу»
Экспансия НАТО остается главным военно-политическим вызовом, стоящим перед Россией на европейском направлении в 2019 году. Об этом в интервью «Известиям» в преддверии Дня дипломатического работника 10 февраля рассказал первый заместитель главы МИД РФ Владимир Титов. По его словам, потенциал альянса укрепляется под надуманным предлогом о российской военной угрозе. Он подчеркнул, что Москва будет и дальше добиваться урегулирования конфликтов в Донбассе, Приднестровье и Нагорном Карабахе и продолжит участвовать в работе таких международных площадок, как ООН, ОБСЕ и Совет Европы. Владимир Титов также рассказал о главных достижениях российской дипломатии за последние пять лет, отношениях с Великобританией и проблеме милитаризации Арктики.
— Какие вызовы на европейском направлении стоят перед российскими дипломатами в 2019 году?
— Прежде всего мы сталкиваемся с военно-политическими вызовами, связанными с экспансией НАТО, укреплением ее потенциала и инфраструктуры у наших границ. Всё это делается под надуманными предлогами российской военной угрозы. Наша задача — разъяснять абсурдность этих фантазий и работать на деэскалацию напряженности, преодоление милитаризации мышления некоторых наших партнеров.
Другой вызов — это попытки экономического давления на Россию. Они проявляются в незаконных односторонних санкциях США, Канады, ЕС и ряда других стран, искусственных препонах, чинимых реализации крупных проектов, таких как «Турецкий поток» и «Северный поток – 2», фактах недобросовестной конкуренции.
Транснациональные угрозы и региональные кризисные ситуации — еще один вызов. Продолжим работать в форматах урегулирования конфликтов в Донбассе, Приднестровье, Нагорном Карабахе, а также на Женевских дискуссиях по безопасности в Закавказье. Будем активно участвовать в усилиях ООН, ОБСЕ и Совета Европы по борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, нелегальной миграцией и организованной преступностью.
Продолжим добиваться соблюдения прав и свобод граждан России и наших соотечественников в странах Европы в соответствии с международными и общеевропейскими стандартами. Главную озабоченность вызывает нарушение языковых, образовательных, культурных и религиозных прав русских и русскоязычных жителей на Украине и в Прибалтике. Нашей целью также является сохранение исторической памяти, борьба с неонацизмом и попытками фальсификации истории.
Надеемся, что удастся найти выход из институционального кризиса, в котором оказался Совет Европы после лишения полномочий российской делегации в ПАСЕ, но только на основе полномасштабного восстановления наших прав и гарантий неповторения таких ситуаций.
— Как вы считаете, изменит ли что-то выход Британии из ЕС в российско-британских отношениях?
— Думаю, что не Brexit лежит в основе проблем в отношениях с Великобританией. Диалог и раньше лихорадило, причем не по нашей вине. Новым поводом для этого стало «дело Скрипалей». Все наши усилия нормально поговорить и прояснить ситуацию на основе фактов наталкивались на ультиматумы признать вину. Зачем в лице России британским властям создавать образ врага, можно только догадываться.
Выход Соединенного Королевства из ЕС является суверенным делом англичан. Посмотрим, чем закончится процесс, и тогда последствия этого будут более понятны, прежде всего для наших торгово-экономических связей. Бизнес двух стран, несмотря на токсичную политическую атмосферу, созданную Лондоном, сохраняет интерес к развитию сотрудничества, а цифры экономических связей демонстрируют положительную динамику. Полтора года назад мы обозначили наш интерес к началу диалога с Великобританией о последствиях Brexit для двусторонних отношений. Наше предложение остается в силе.
Исходим из того, что рано или поздно отношения России и Великобритании выйдут из тупика. Мы к этому открыты. Естественно, ждем от Лондона взаимности и ответственного поведения без враждебной риторики, свидетелями которой сейчас являемся.
— Идет много разговоров о недопущении милитаризации Арктики. Как обстоят дела в этом регионе?
— Убеждены, что есть все международно-правовые инструменты для того, чтобы Арктика оставалась территорией успешного развития многостороннего сотрудничества и низкой военно-политической напряженности. Стало модным говорить о борьбе за ресурсы на фоне климатических изменений, которые там происходят. Но вопросы их освоения, в том числе в рамках заявок на расширение континентального шельфа арктических государств, имеют правовое решение. Россия в августе 2015 года подала соответствующую обновленную заявку в Комиссию ООН по континентальному шельфу. Надеемся на скорое положительное ее рассмотрение.
В военно-политическом плане, конечно, важно не допустить милитаризации Арктики. Ранее этой задаче служил ежегодный диалог по линии военного руководства арктических государств. Восстановление практики таких встреч актуально.
— Как на расстановку сил в Арктике влияет экономическое укрепление Китая?
— Китай и целый ряд других стран проявляют интерес к арктическому региону, в том числе в плане участия в освоении ресурсов и использования маршрута Северного морского пути. Подключение неарктических стран к решению актуальных проблем Арктики, к многосторонним усилиям по обеспечению устойчивого развития региона — нормальное явление. При этом основная ответственность за дела в Арктике сохраняется за восемью странами Арктического совета.
— Из событий последних пяти лет какие вы считаете успехом российской дипломатии, а какие — неудачей?
— Отечественная дипломатия в своей работе четко исходила из задач, которые определены руководством страны, по реализации самостоятельного, независимого, многовекторного, уважительного к партнерам внешнеполитического курса. Позиции России на международной арене в последнее время значительно укрепились. Попытки изолировать нас после известных украинских событий, сколотить масштабную антироссийскую коалицию, заставить пожертвовать национальными интересами потерпели неудачу.
Россия консолидировала свою роль важного гаранта глобальной стабильности. Наши подходы к поиску коллективных решений существующих проблем, формированию более справедливой и представительной модели мироустройства разделяются подавляющим большинством мирового сообщества, союзниками и партнерами по ОДКБ, ЕАЭС, СНГ, БРИКС и ШОС.
В Сирии удалось нанести сокрушительный удар по международному терроризму. Сохранена государственность страны, запущен процесс политического урегулирования на основе решений Конгресса сирийского национального диалога в Сочи.
Создан и эффективно функционирует Евразийский экономический союз, ставший привлекательной интеграционной платформой. Продолжается работа по формированию Большого евразийского партнерства — перспективной модели обеспечения устойчивого развития на всем общеконтинентальном пространстве на коллективной основе.
Несмотря на санкционные ограничения, настойчиво работали над созданием необходимых внешних условий для внутреннего развития страны, в том числе за счет поиска новых партнеров. Наращивали обороты на других направлениях — от взаимодействия с соотечественниками до диверсификации торгово-инвестиционных связей и дипломатического сопровождения крупных экономических проектов за рубежом.
Обозначенные позитивные тенденции, разумеется, не дают повода для самолюбования. Обстановка в мире остается сложной во многом из-за рецидивов односторонних действий некоторых участников международной жизни, стремления сдерживать Россию и обвинять нас в несуществующих грехах. Будем пытаться исправлять эти перекосы, продвигать с нашими единомышленниками позитивную международную повестку.
При безусловной заботе руководства страны многое сделано за последние годы по развитию дипслужбы, для решения проблем наших сотрудников, работающих с высокой самоотдачей и зачастую в сложных военно-политических условиях. Вместе с тем еще остаются некоторые вопросы ресурсного обеспечения нашей дипломатии.