Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
WSJ сообщила о планах США по реинтеграции РФ в мировую экономику
Общество
На Камчатке организованы поиски не выходящего на связь с 16 ноября мужчины
Общество
Собянин сообщил о 31 сбитом за ночь украинском дроне
Мир
Палата представителей США приняла законопроект об оборонном бюджете на 2026 год
Общество
Ограничения сняты в аэропортах Домодедово, Внуково, Жуковский, Шереметьево
Спорт
Голкипер Сафонов помог ПСЖ удержать нулевую ничью с «Атлетиком»
Мир
Президент Польши оказался не в курсе обсуждения передачи истребителей Украине
Мир
Трамп призвал Зеленского реалистично оценивать ситуацию на Украине
Армия
Инженерные войска РФ пробурили скважины для обеспечения водой жителей ДНР
Мир
Шойгу поблагодарил Лаос за взвешенную позицию по украинскому кризису
Мир
Дания назвала США угрозой нацбезопасности из-за Гренландии
Мир
Двукратная олимпийская чемпионка Богалий была внесена в базу «Миротворца»
Общество
Синоптики спрогнозировали снег и температуру до +5 градусов в Москве 11 декабря
Общество
Юрист предупредила о мошеннических схемах вокруг блокировки Roblox
Происшествия
Наводнения и град обрушились на несколько регионов Саудовской Аравии
Мир
Журналист Карлсон назвал Россию самым выгодным союзником для США
Общество
Эксперты выбрали словом года 2025 «зумер»

Горят мартеновские печи: на «Заводе» стало жарко

В новом фильме Юрия Быкова герои снова ищут правду
0
Фото: Централ Партнершип
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В прокат выходит долгожданный «Завод» Юрия Быкова, который после фильма «Дурак» имеет полное право называться народным режиссером. Опять русские мужики мучительно ищут правду, подкрепляя ее огнестрельным оружием и кулаками. В главной роли — главный быковский актер Денис Шведов, брутальный, умный, трагичный.

На Шведова Юрий Быков давно возложил миссию морального искательства в безнравственном мире. В его дебютном полном метре «Жить» актер играл бандита, который в споре с миролюбивым обывателем оказывался честнее и нравственнее. В «Майоре» Шведов был офицером полиции, решившим добровольно пойти в тюрьму, потому что сбил чужого ребенка, спеша в роддом к жене. В «Дураке» для актера места не нашлось: у него слишком сильный образ, а протагонист виделся режиссеру ранимым, уязвимым. Зато в «Заводе» Шведов опять на коне — грим сделал его одноглазым мрачным токарем по имени Седой, который до поры сторонится людей и ни с кем не общается.

Всё меняется, когда в разгар смены директор завода, холеный бизнесмен Калугин (Андрей Смоляков), объявляет рабочим, что через месяц производство остановится, а зарплату им (может быть) выплатят через полгода. Седой подговаривает нескольких трудяг надеть маски, вооружиться стволами и надавить на Калугина. Просто запереть его в цеху ночью и держать, пока все деньги не отдаст. Сказано — сделано. Связанный Калугин подозрительно легко идет на уступки, но вскоре к запертому цеху подъезжают сначала его личные охранники, а следом отряд ОМОНа. Такого поворота дел рабочие не планировали, похоже, не все из них смогут выйти с завода живыми.

Сюжет фильма до крайности прост и предсказуем, равно как схематичны и грубы диалоги персонажей. Быков уверенно идет в сторону притчи, для него эта история не о реальных людях, а о «правдах», которые вступают в конфликт. Вот «правда» власть имущих, которые покрывают друг друга, чтобы паразитировать на народе. Вот «правда» народа, который рабски принимает навязанную сверху судьбину. А вот «правда», которая самая главная. Ее носитель готов на всё, чтобы эту «правду» отстоять и подарить ее всем. Терять ему нечего: своя жизнь копейка, чужая — полушка.

Седой в «Заводе» как раз такой, для него захват директора — дело принципа, ему не деньги нужны, он всему миру хочет прокричать, что несправедливость творится. Если для этого надо пролить кровь — пусть будет кровь. Быков этого персонажа раскрывает постепенно, выкладывая один козырь за другим. Седой — герой трагический: понятно, что даже торжество справедливости не принесет ему покоя.

Как и в каждой своей картине, Быков тратит массу времени на подробные объяснения — кто кому платил взятки, куда шли эти деньги, у кого они были сворованы и как одна рука мыла другую в течение десятилетий. «Наверху» у Быкова всегда непобедимая спайка, все ниточки дергаются оттуда, и выхода нет. Такого социального пессимизма у российских авторов еще поискать, а если учесть, что у вышестоящих здесь имеются непоколебимые защитники на местах, то ситуация становится катастрофической. В «Заводе» таковым ангелом зла стал личный телохранитель директора Туман (Владислав Абашин), он — главный оппонент Седого и его «двойник», выбравший служение злу.

На фоне недавних фильмов-аналогов о рабочей революции («За Маркса», «Вся наша надежда») «Завод» кажется слегка устаревшим и слишком упрощенным, он вряд ли повторит славу «Дурака». Другое дело, что локальный бунт как форма гражданской борьбы в нашем кино становится трендом, и, видимо, в ближайшее время появятся другие картины о том, что «низы» опять «не хотят».

 

Читайте также
Прямой эфир