Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Bild заявила о возросшем рейтинге партии Шольца за счет позиции по ракетам Taurus
Общество
На Камчатке нашли тело второго пропавшего под лавиной туриста
Мир
На Украине признали неспособность противостоять российским БПЛА
Спорт
«Трактор» победил «Динамо» в овертайме и увеличил преимущество в серии
Мир
Politico узнала о намерениях КНР бойкотировать встречи по Украине без участия РФ
Мир
Силы ПВО Сирии сбили несколько израильских ракет над Дамаском
Мир
Боррель заявил о поддержке глав МИД ЕС использования российских активов для Украины
Мир
Трамп исключил Рамасвами из списка потенциальных вице-президентов
Мир
По меньшей мере семь человек погибли и 20 пострадали в результате ДТП в Непале
Общество
Региональный режим ЧС введен в Амурской области из-за обрушения на руднике «Пионер»
Армия
МО показало уничтожение расчетов ВСУ у приграничных районов Белгородской области
Мир
Трамп назвал реальными управленцами США злобное и коварное окружение Байдена
Мир
Сенатор США потребовал от граждан Украины всех возрастов мобилизоваться в ВСУ
Мир
В Польше обнаружили потерявшийся американский дрон MQ-9 Reaper
Экономика
Объем наличных в обращении рекордно снизился с начала СВО

Коктейль по рецепту: персонально подобранные бактериофаги помогут победить инфекции

Коктейль из вирусов может спасти жизнь пациентам, которым уже не помогают антибиотики
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Врачи Центрального военного клинического госпиталя им. А.А. Вишневского Минобороны РФ совместно с учеными восстановили методику создания коктейлей из бактериофагов. Разработанная терапия стала единственным способом вылечить человека с инфекцией, вызванной супербактерией. И это уникальная возможность побороть болезнь, которую не берут никакие антибиотики. Терапия уже перешла в стадию клинической практики.

Вирусы с историей

Устойчивость вредоносных бактерий к антибиотикам является сегодня одной из наиболее серьезных угроз для здоровья человека. Всё больше патологий — пневмония, туберкулез, заражение крови, заболевания пищевого происхождения — одерживают верх из-за снижения эффективности антимикробных препаратов. Поэтому поиск новых способов борьбы с инфекциями — первостепенная задача ученых.

Идея лечить инфекционные заболевания с помощью бактериофагов — вирусов, избирательно поражающих только бактерии, — возникла еще в начале прошлого века. Однако распространение и эффективность антибиотиков надолго отодвинули их изучение. О бактериофагах вспомнили, когда появились супербактерии, которых не берут современные лекарства. Ученые ФБУН МНИИЭМ им. Г.Н. Габричевского совместно с военными врачами ФГБУ «3-й Центральный военный клинический госпиталь им. А.А. Вишневского» Минобороны России воссоздали методику борьбы с устойчивыми к антибиотикам патогенными микроорганизмами.

— Мы лечим вторичное присоединение инфекции. Так называемые гнойные септические осложнения и инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи, — рассказал «Известиям» руководитель лаборатории клинической микробиологии и биотехнологии бактериофагов Московского НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Андрей Алешкин. — В этом случае применение бактериофагов должно быть персонализировано. Препарат подбирается с учетом иммунного ответа и локализации инфекционного процесса каждого конкретного пациента. 

Персональный коктейль

Когда антибиотики уже неэффективны, для больного создается коктейль из бактериофагов. Врачи берут биоматериалы для микробиологического анализа у пациентов, которые находятся на лечении в специализированных отделениях военного госпиталя им. А.А. Вишневского. Затем в институте им. Г.Н. Габричевского, где находится самая большая в стране библиотека бактериофагов, ученые подбирают максимально эффективные штаммы с учетом иммунного ответа конкретного больного.

— Самое страшное для бактериофага — это гуморальный иммунитет, который ответственен за выработку иммуноглобулинов. Дело в том, что нейтрализующие вирус антитела появляются через две-три недели после приема фага. И нам надо быть уверенными, что именно к этому препарату у пациента пока еще нет антител, — отметил Андрей Алешкин.

Оценив иммунную систему больного, специалисты выбирают метод введения бактериофага в организм в каждом конкретном случае: при ИВЛ-ассоциированной пневмонии, например, эффективны ингаляции, а при кожных заражениях — специальные повязки.

Медицина двойного назначения

Методика персонализированной таргетной фаговой терапии довольно активно применяется в клинике. В частности, используется для лечения различных осложнений, когда не работают антибиотики, и показывает высокую эффективность, сообщил «Известиям» начальник отделения гнойной хирургии филиала 3-го Центрального военного клинического госпиталя им. А.А. Вишневского Павел Маркевич.

— Эти препараты назначаются больным с трофическими язвами разной этиологии, пациентам с диабетической стопой, — отметил он. — Используются при хронических остеомиелитах и свищах разного происхождения. Помогают устранять последствия ранений, но не на острой стадии, а на этапе хронических воспалительных заболеваний.

Работа ученых крайне актуальна, уверена заведующая кафедрой микробиологии и вирусологии медицинского института РУДН Ирина Подопригора.

— В научной литературе всё чаще встречаются предостережения о наступлении постантибиотической эры и призывы к поиску альтернативных путей влияния на патологические процессы инфекционной природы, — рассказывает она. — При госпитальных инфекциях, вызванных супербактериями, это может быть единственным возможным решением.

Главное в предложенной методике — это персонификация, считает профессор Школы биомедицины Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), вуза — участника проекта «5-100», заведующий лабораторией вирусологии ФНЦ биоразнообразия ДВО РАН Михаил Щелканов.

— Персональный подбор коктейлей из бактериофагов для лечения того или иного бактериоза — очень важный шаг вперед, — не сомневается он. — Однако надо понимать, что также как бактерии сумели приспособиться к антибиотикам, так еще раньше они смогли адаптироваться к наличию бактериофагов. Иначе в мире уже не осталось бы бактерий. Поэтому бактериофаги нельзя назвать идеальным оружием. Однако коллеги научились использовать их в нужное время и в нужных локациях, что очень важно.

История массового применения препаратов уходит корнями во времена Великой Отечественной войны. В 1940 году был создан коктейль из нескольких видов бактериофагов, борющихся с бактериями, вызывающими тяжелые раневые инфекции. В СССР приоритет фаготерапии принадлежал Зинаиде Ермольевой, получившей Сталинскую премию за предупреждение вспышки холеры в Советской армии в тяжелейших эпидемиологических условиях Сталинградской битвы. Крупным центром по изучению фагов во времена СССР был научно-исследовательский институт микробиологии, вирусологии и иммунологии им. Г. Элиава в Тбилиси.

Специалисты института им. Г.Н. Габричевского продолжают работу над совершенствованием препаратов на основе бактериофагов и постоянно пополняют коллекцию «пожирателей инфекций».

 

Прямой эфир