Зеленский сообщил о прибытии ЗРК Patriot на Украину из Германии
Предвыборный штаб Байдена официально переименовали в «Харрис в президенты»
Синоптики спрогнозировали дожди и до +23 градусов в Москве 22 июля
В избирком США поступило уведомление о выдвижении Харрис на пост президента
В бундестаге рассказали о критическом отношении к Зеленскому
Губернатор Флориды сравнил Демократическую партию США с «Титаником»
Маск назвал вице-президента США Харрис марионеткой Сороса
В США вынесут резолюцию по досрочному прекращению полномочий Байдена
В бундестаге заявили об усталости немцев от конфликта на Украине
Блогеров заставят получать лицензию на оказание образовательных услуг
Республиканцы назвали Камалу Харрис катастрофой для США
Демократы США начали собирать подписи за выдвижение Харрис в президенты
Вучич заявил о подготовке Запада к военному конфликту с Россией
Мужчина пострадал в результате атаки ВСУ на село Устинка Белгородского района
Медведчук рассказал об охватившем Запад политическом безумии
В Приморье гендиректора агрохолдинга и экс-главу района обвинили в коррупции
Медведчук объяснил, почему Западу невыгодна влиятельная Украина
Мирный житель пострадал при обстреле Шебекино со стороны ВСУ
Главный слайд
Начало статьи

Российские ученые нашли антибиотик в пробах слюны, взятых из пасти сибирского медведя. Обнаруженные «клетки-убийцы» оказались эффективны против золотистого стафилококка. В дальнейшем химики планируют исследовать других диких животных и найти новые эффективные противомикробные вещества. Предполагается, что препараты на их основе помогут побороть одну из глобальных научных проблем — антимикробную резистентность.

Хищная микрофлора

Ученые из Института биоорганической химии Российской академии наук (ИБХ РАН) ищут новые антибиотики в природных источниках биоразнообразия, в частности ротовой полости диких животных. Задумка ученых состоит в том, что в пасти любого дикого зверя может присутствовать некая микрофлора, которая защищает его от инфекций. Это позволяет животным без вреда для собственного здоровья питаться сырым мясом и падалью. Как сообщил «Известиям» академик РАН, директор ИБХ РАН Александр Габибов, эта гипотеза уже нашла свое подтверждение.

— Мы обнаружили антибиотик в ротовой полости дикого медведя. Это вещество называется амикумацин. Оно было открыто и раньше, но наше исследование позволяет использовать его в качестве основы для создания новых препаратов, к которым бактерии пока не выработали устойчивости, — рассказал Александр Габибов.

В микробиоте, собранной в пасти таежного медведя, ученые нашли формы амикумацина, эффективные против возбудителя одной из самых устойчивых инфекций — золотистого стафилококка. Обнаружить в образцах нужные соединения помогла новая методика, разработанная в ИБХ, — микрофлюидный высокопроизводительный скрининг биоразнообразия. Как рассказал «Известиям» заместитель директора по науке ИБХ РАН Иван Смирнов, эта методика позволяет найти нужные клетки в кратчайшие сроки.

бурый медведь
Фото: Pixabay

— Суть в следующем: есть определенный микрофлюидный чип, который представляет собой пластинку с каналами. По этим каналам идут несмешивающиеся жидкости, в нашем случае это водный раствор и масло. В месте пересечения каналов вещества смешиваются, и образуются капельки. Сначала это капли водного раствора в масле. Затем их запускают в такой же чип, где основной фазой является вода. Получатся уже масляные капельки в водном растворе. В такие капли, как в микроконтейнер, можно погрузить различные вещества, в том числе живые клетки, и посмотреть, как они взаимодействуют друг с другом, — пояснил ученый.

В случае с антибиотиками это работает так: потенциальная «клетка-убийца», которая, возможно, продуцирует антибиотик, встречается с клеткой-мишенью (золотистый стафилококк) в одной водно-масляной капле. Если в одной из капель действительно есть вещество-антибиотик, оно убьет стафилококк, и такая капля перестанет светиться (флуоресцировать) и обнаружит себя.

Не только медведи

Микрофлюидная технология позволяет изучить огромное количество образцов, поэтому ученые не собираются останавливаться на достигнутом: помимо медведей их интересуют и другие дикие звери.

— Совместно с коллегами из Института стволовых клеток человека мы планируем изучить хищных птиц — грифов и орлов, — отметил Иван Смирнов. — Также мы рассматриваем рыб: так как они живут в воде, то у них совершенно другая микробиота. В ближайшее время хотим также изучить дикого кабана. В отличие от медведя, который в основном плотояден, кабан всеяден, поэтому результаты могут быть иными. Планируем поискать антибиотики и в пасти комодского варана.

исследование
Фото: Pixabay

Методика микрофлюидного скрининга позволяет ученым быстро найти соединения, способные уничтожить самые разные бактерии, а не только золотистый стафилококк. Химики подчеркивают, что их цель состоит именно в поиске веществ, к которым микробы пока не выработали устойчивости.

— Важно отметить, что ученые нашли средство против возбудителя с высокой резистентностью к антибиотикам. Не менее впечатляет предложенный учеными метод скрининга биоразнообразия, или микрофлюидный чип. Мне кажется, за этим методом большое будущее, — отметил директор Высшей медико-биологической школы ЮУрГУ Вадим Цейликман.

Заведующий лабораторией вирусологии ФНЦ биоразнообразия ДВО РАН, автор единственного в мире полного описания генома вируса бешенства от бурого медведя Михаил Щелканов считает, что использовать слюну диких животных в качестве источника антимикробных препаратов — подход интересный и, по-видимому, многообещающий. Тем не менее это область специальных исследований, требующая тщательной проработки.

Чашка Петри с бактериями из рода стафилококков

Фото: Global Look Press/Armin Weigel/dpa

— Что касается медведя, то объект действительно любопытный. Во-первых, это животное-падальщик, свежую добычу не ест, что отражается и на микрофлоре его ротовой полости. Во-вторых, для России медведь — символичное животное. Будет здорово, если его символизм привлечет внимание к технологии исследования. Эту технологию надо развивать, масштабировать и применять по отношению и к другим возможным объектам, — считает ученый.

Проект по поиску новых антибиотиков является одним из приоритетных в ИБХ РАН. Он входит в программу работы созданного на базе института Центра компетенций Национальной технологической инициативы (Центра НТИ ИБХ РАН), который получил государственный грант на реализацию исследовательской деятельности в области управления свойствами биологических объектов. Оператором проекта центров компетенций является Российская венчурная компания (РВК).