Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Президент Колумбии передал Трампу список наркобаронов для ареста
Политика
Дмитриев опубликовал фото Абу-Даби перед предстоящими переговорами по Украине
Общество
МВД в 2025 году выявило 13 тыс. преступлений в бюджетной сфере на 154 млрд рублей
Происшествия
При ударе ВСУ по Брянской области повреждены 20 частных домов и 27 квартир в МКД
Мир
Захарова рассказала о чувстве тошноты при чтении файлов по делу Эпштейна
Общество
Эксперт сообщил об отсутствии угрозы распространения лихорадки чикунгунья в РФ
Мир
Журналист Христофору предупредил Эстонию о последствиях провокаций против России
Общество
ФСБ и ФСИН предотвратили теракт в исправительной колонии Краснодарского края
Мир
Axios узнал о согласии США провести переговоры с Ираном в Омане
Наука и техника
Двигатель ПД-8 успешно прошел 150-часовые испытания при максимальных нагрузках
Армия
Армия России начала использовать противодроновый ПЗРК «Гермес» в зоне СВО
Общество
Мошенники начали предлагать списать долги через МФЦ
Общество
В ГД призвали власти Петербурга дать отчет об условиях жизни убитого мальчика
Общество
Житель Якутии предстанет перед судом за мошенничество на 300 млн рублей
Армия
Минобороны РФ намерено поставить в войска более 310 тыс. образцов техники
Экономика
Поставки минтая на российский рынок достигли исторического максимума
Общество
Химик перечислила советы по правильному уходу за зимней обувью

Рождение для вечной жизни

Религиозный деятель и богослов Павел Великанов — о том, над чем должен размышлять каждый христианин в праздник Крещения Господня
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Какие аналогии возникают у человека при слове «крещение»? Церковь? Крестик? Ледяная прорубь? Младенец в крещальной купели, трижды погружаемый в воду при таинстве крещения? В нашем сознании — и тому есть подтверждение в этимологии праславянского слова «крещати» — есть явная отсылка к образу Креста, на котором был распят Иисус Христос.

Но ведь это исключительно наша, славянская, история. В древних языках — еврейском, греческом, латинском — «крестить» — значит погружать в воду, омывать.

Вода — это жизнь. Это особенно хорошо знают жители жарких стран, где в течение летних сухих месяцев почти не бывает дождей, и поэтому всякий источник или колодец — настоящее сокровище. Однако та же вода может затопить, унести в мрачную долину смерти.

Эта глубокая символика воды — как всепоглощающей и в то же самое время животворящей — лежит в основании одного из древнейших ритуальных действий — омовении. С точки зрения древнего человека вода как стихия была носительницей исключительных духовных характеристик. Она не только смывает грязь, но и является некой «праматерией», рождающей из себя жизнь.

И когда на берег Иордана приходит Иисус, чтобы принять крещение от Иоанна Пророка и Предтечи, в этом поступке нет ничего необычного, кроме одного: Иисусу, в отличие от остальных, не надо было смывать «греховную грязь души» — Он был непорочен! Зачем же тогда Он входит в воды Иордана?

Вот как об этом рассказывает евангелист Лука: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!»

Почему так важно было это свидетельство Самого Бога, которое услышали окружающие?

Время земной жизни Христа — это период тяжелого не только политического, но и духовного кризиса еврейского народа. Все ждут Избавителя, Мессию, но далеко не у всех хватает веры и надежды, что это когда-нибудь произойдет. Как свидетельствуют современники, многие тогда думали, что Дух Божий ушел, исчез, и убедительность его присутствия уже стала достоянием истории и до конца времен не повторится.

И то, что происходит во время крещения Иисуса, знаменует собой начало новой эры — эры явного действия Божественной силы. Разверзающиеся небеса — это особый миг бытия, когда в видимом, материальном мире проявляется другое измерение — сверхчувственное, духовное. Как если бы кто-то сидел у себя дома, поднял глаза и увидел, что вместо потолка — голубое небо!

Свидетельство Иоанна Предтечи о том, что Иисус — Мессия, Который берет на Себя грех мира, имеет особый вес. Масштаб личности Предтечи был настолько велик, что к нему шли толпы народа со всей Палестины, чтобы креститься в воде и каяться в своих грехах. Народ шел не к священникам, не приносить жертвы — он шел в пустыню, к нищему харизматичному проповеднику. Но Иоанн решительно отказывался признавать себя Мессией.

И когда этот неординарный человек вдруг выделяет из всех Иисуса и говорит о Нем как о долгожданном Мессии — такое свидетельство не могло пройти незамеченным. Авторитет Иоанна непререкаем: он сам живое свидетельство честности и правды Божией. Он дважды заверяет, что не знал ранее Иисуса, но Сам Бог указал ему на Него как на Мессию — и это более чем весомая рекомендация.

Пока еще Спаситель не произнес ни одного поучения. Впереди будет и призвание апостолов, и Нагорная проповедь, и три с половиной года общения с учениками, и предательство, и крестная казнь, и славное Воскресение. Но пока весь народ буквально замер, затаил дыхание от внезапно наступившего момента истины: вот Он, Мессия — ведь это сказал сам Иоанн Пророк!

Бог приходит тогда, когда Его меньше всего ждут. Он приходит не в громах и молниях, не в явных чудесах и сверхъестественных событиях. Его явление — это прежде всего явление Правды Божией, тихой, но непреодолимой. Правды, перед которой становится стыдно до слез. Правды, которая любит тебя — и обличает. Той самой Правды, за которой нужно еще решиться пойти.

Не все пойдут. Не все поймут. Не все поверят. Кто-то пойдет — и разочаруется. Кто-то просто устанет. Кто-то возмутится максимализмом проповеди. Останутся лишь немногие. Но в этой, казалось бы, провальной миссии Бог победит и грех, и дьявола, и смерть. И этот малый остаток верных Ему учеников станет той самой закваской, которая целиком переквасит всю европейскую цивилизацию, изменит лицо земли, вдохнет новую жизнь в умирающую античность.

В беседе с Никодимом, одним из учителей еврейского народа, Иисус Христос сказал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:5-6).

Именно в таинстве крещения человек становится христианином. Крещение погружением — это весьма реальное погружение со Христом в Его смерть, а также и сошествие во ад и исход оттуда.

Так рождается христианин для жизни вечной — будущей жизни, свободной от греховного бремени предков и очищенной от личной скверны. Просветившись Божественным светом, крещаемый таинственно присоединяется к Церкви — душам, которые вместе со Христом вышли из ада к жизни вечной. Поэтому крещенный облекается в белые одежды, которые символизируют чистоту и незапятнанность его души после совершенного Таинства.

Духовное рождение в Таинстве Крещения открывает для человека двери к другим Таинствам Церкви, которыми он укрепляется для доброй жизни. Будучи просвещен Духом в кресельной купели, христианин начинает одерживать победу над гневом, похотью, завистью и иными страстями. «Истребить в собственной плоти нечистое вожделение, — говорит святой Иоанн Кассиан Римлянин, — это есть большее чудо, нежели изгнать злых духов из чужих тел».

В день, когда церковь празднует Крещение Господне, каждый христианин призван задуматься: насколько именно во мне посеянное однажды в Таинстве Крещения благодатное семя новой жизни дало свои свежие и живительные ростки? Или оно так и осталось лежать непроросшим под тяжелым пластом нераскаянной жизни?

Автор — настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде (Московская область), протоиерей

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир