После долгих раздумий я наконец принял предложение ректора ГИТИСа Григория Заславского и в этом году в июне буду набирать свой первый курс на продюсерском факультете. Мне не в первый раз предлагали это сделать, но я отказывался по той причине, что в ни в коем случае не хотел быть так называемым свадебным генералом. Часто, когда абитуриенты видят известное имя мастера — будь то актерский, режиссерский или продюсерский курс, — то задумываются: а найдет ли такой человек на них время?
Мне очень не хочется подвести тех молодых людей, которые доверятся, пойдут за мной и будут поступать в ГИТИС. Я собираюсь быть активным участником процесса обучения, буду прикладывать все силы, чтобы этот курс был интересным и эффективным. Постараюсь сделать все возможное, чтобы у нас было как можно меньше теории и как можно больше практики. Мы будем заниматься на базе института и Театра имени Вахтангова.
Я действительно много раз задумывался о том, чтобы поделиться своим опытом. И когда в очередной раз отказывал, ссылаясь на занятость, то мне говорили: «Кирилл, хочешь сказать, что ты занят больше, чем директор Большого театра Владимир Урин?» (профессор продюсерского факультета Школы-студии МХАТ. — «Известия»). Наверное, не больше, а значит, при желании всегда можно найти время. К тому же здесь есть еще один важный нюанс: нужно понимать, что театр на нас не заканчивается. Он развивается, приобретает новые формы, ищет актуальное содержание. Как бы это прискорбно ни звучало, но все мы недолговечны.
Вопрос в том, кто эти люди, которые придут в российский театр после нас? Я считаю, что если ты действительно любишь свое дело, то должен приложить хоть какие-то усилия, для того чтобы быть спокойным и с оптимизмом смотреть в будущее русского театра.
Сегодня в нашей управленческой отрасли действительно есть ряд серьезных проблем. Первая — отсутствие в Москве да и в России в целом так называемых кадровых резервов, открытых конкурсных процедур на занимание должности директора, где бы соревновались люди со своими умениями и навыками, разработанными программами по управлению и развитию театра. Первая такая попытка сейчас сделана департаментом культуры Москвы, проект получил название «скамейка запасных». Мы отобрали порядка 20 человек, которые включены в кадровый резерв.
Теперь посмотрим, какие кадровые решения в нашей отрасли будут происходить в обозримом будущем. Если мы увидим, что опять назначают людей из бизнеса, людей, спекулировавших театральными билетами (а такие случаи тоже были), которые вдруг становятся управленцами, то, значит, проект не оправдал себя. Хочется верить что такая практика хотя бы в Москве будет искоренена. Пока же мы видим, что в театры, особенно где-то на периферии, на управленческие должности назначают людей, совершенно далеких от искусства. Это местные чиновники, депутаты, юристы с хорошими связями, бизнесмены и так далее.
Вторая немаловажная проблема заключается в том, что сами выпускники не хотят идти в репертуарный государственный театр и строить там свою карьеру. Не хотят заниматься рутиной. Новое поколение нацелено на быстрый взлет, на зарабатывание денег. Почти никто больше не стремится пройти путь, который, например, в свое время прошел я — от монтировщика, осветителя, завпоста, администратора и до руководящих должностей.
Хочу попытаться вложить в абитуриентов мысль о том, что в театре можно состояться, только начав в нем как-то реализовываться. В театр никто не приходит директором. Чтобы узнать театр, в нем нужно поработать монтировщиком. Тогда ты будешь его понимать, чувствовать сердцем и уважительно относиться ко всем сотрудникам, будь то уборщица, гардеробщики или господа актеры.
Самое же главное, чему я попытаюсь научить студентов, — быть хорошими, достойными людьми. На мой взгляд, это одна из главных задач, допускаю что подчас невыполнимая и тем ни менее очень важная. Если они будут честными, порядочными, то в какую бы сферу деятельности не отправились после окончания курса, своим трудом и серьезным отношением к делу везде добьются успеха. Я же, конечно, постараюсь сделать всё возможное, чтобы они пришли именно в театр.
Автор — директор Театра имени Вахтангова, заслуженный работник культуры РФ
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции