Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Вскоре вступит в силу закон о налоговых льготах для меценатов, оказывающих финансовую поддержку государственным и муниципальным учреждениям культуры. Это позволит  регионам увеличить максимальный размер социального налогового вычета по НДФЛ, предоставляемого гражданам-меценатам, с 25% до 30% от суммы дохода, юридическим лицам — до 100% вычета по налогу на прибыль.

Судьба у этого закона непростая. Казалось бы, на не самые существенные поправки ушло целых два года. Важно было сделать так, чтобы люди, жертвующие свои личные деньги на культуру — театры, музей, галереи, библиотеки — могли данные затраты включать в налогооблагаемую базу. И теперь вопрос решен. 

Конечно, появились и критики, считающие, что процент недостаточно высок и вряд ли новые поправки каким-то положительным образом скажутся на меценатстве в сфере культуры. Я же рассматриваю это как первый шаг государства к формированию партнерского софинансирования отраслей культуры и искусства. Пусть он и небольшой, пока всего шажочек, но наша страна сделала его в верном направлении.

Теперь с законом нужно начинать работать и через какое-то время выходить с новыми инициативами, добиваться того, чтобы для людей бизнеса поддержка культуры была не только жестом доброй воли, но и выгодным вложением. Было бы хорошо, если бы каждое физическое лицо могло пожертвовать часть своего подоходного налога (он на сегодня составляет 13%) на какие-то социально-ориентированные проекты.

К примеру, я хочу помочь детском дому и знаю, что могу попросить бухгалтерию перечислить определенный процент от своего подоходного налога в его пользу. На мой взгляд, это идеальная схема благотворительности для бизнеса и физических лиц, но нам еще только предстоит прийти к этому в будущем.

Сегодня меценатство в России — это практически только добрая воля бизнесменов и людей, неравнодушных к искусству. Как правило оно в нашей стране работает либо по указанию сверху, либо благодаря каким-то личным знакомствам и доверительным контактам.

Многие люди, занимающиеся в России бизнесом, прекрасно понимают, что он должен быть социально-ориентированным. На самом деле им (допускаю, что не всем, но в целом тренд очевиден) приятно вкладываться в культурные и социальные проекты. Состоятельные люди прекрасно понимают: им жить и работать в России. И от того, насколько будет развита страна в социальном и культурном плане, во многом зависит их личный комфорт, а вместе с тем и успех собственного дела.

Конечно, они заинтересованы, чтобы страна развивалась, у людей было хорошее образование, они росли духовно — ходили в театры и музеи, мотивировали себя на карьерный рост, а следовательно — больше зарабатывали и тратили. Так что жесты доброй воли во многом обусловлены и практическими соображениями. Но в идеале должна быть и прямая экономическая заинтересованность, которую как раз сейчас пытаются создать с помощью законодательных изменений.

Говорить о том, как повлияет принятие документа в его нынешнем виде на развитие меценатства в России, пока преждевременно. Поправки в закон только вступили в силу, а бизнес обычно подводит финансовые итоги в конце года. Но уже в следующем полугодии мы сможем понять, увеличились ли поступления от бизнеса в отрасль культуры.

Автор — директор Театра имени Вахтангова, заслуженный работник культуры РФ

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир