Программа Года театра амбициозна. Она будет насыщена событиями и захватит не только Москву и Санкт-Петербург, но и всю страну. Фестивали, конкурсы, образовательные программы, обменные гастроли... Главными событиями станут Театральная олимпиада и Театральный марафон. Для региональных театральных коллективов участие в этих мероприятиях — шанс громко заявить о себе.
В Ярославле на встрече с деятелями театрального искусства Владимир Путин поднимал вопрос оптимизации сети государственных театров. Но многие неверно интерпретировали его мысль. Появились публикации с заголовками, что, мол, «не надо плодить нищету». Я очень забеспокоился за регионы, потому что многие чиновники могли бы эти заголовки взять за план действий и начать закрывать театры.
Президент же говорил, что под оптимизацией он понимает вовсе не объединение, уничтожение или закрытие театров, — он сказал, что, может быть, в это время не нужно создавать что-то новое просто для того, чтобы создать, а лучше вкладываться в то, что уже существует. И в этом и заключается оптимизация.
Сейчас культура просит его изменить, потому что очень хочет автор, а он их спикер и очень им дорог. Вот на такой вариант: Чиновники неохотно дают финансирование культурным учреждениям. Конечно, московским коллективам в этом смысле везет. Театральные мероприятия во многом определяют жизнь нашего города и будущее сцены. Так, например, в «Геликоне» проходит международный конкурс «Нано-опера». Благодаря ему появляются новые имена в оперной режиссуре. И мы не единственные, кто не только звездами, но и творческими экспериментами привлекает зрителей. В столице все театры работают успешно, поэтому и у власти отношение к ним особое. А в регионах ситуация не столь оптимистична. Все зависит от конкретного руководителя — его образования и семьи, в которой он рос.
Если вдруг человек далек от театра, никогда не занимался музыкой, не понимает, для чего нужна музыкальная школа и для чего ходить в театр, он не поймет, что музыка и театр растят совершенно другого человека. Этот человек будет по-другому работать в любой сфере, в том числе в бизнесе, он будет иначе общаться. И музыка, и театр способны сделать человека духовным, даже если он атеист.
Что сделать, чтобы местные театры не опускали руки, понимали, что у них есть государственная поддержка, что центр их не бросил? Раньше региональный театр финансировался только из местных бюджетов. Получать деньги из федерального он не имел возможности. Сегодня Министерство культуры выделило дополнительное финансирование таким коллективам, и это огромный скачок вперед.
Федеральное софинансирование обеспечит проведение ключевых фестивальных проектов в рамках Года театра. Это уже заложено в бюджет страны на 2019 год. При этом любой театр может претендовать на гранты. Задача руководителей — показать свою творческую программу, обосновать, заинтересовать Министерство культуры. Более ста таких проектов уже получили поддержку.
Владимир Путин на совете призвал губернаторов максимально повернуться к театрам лицом. Мне кажется, что такое указание должно поменять ситуацию в регионах, где у руководителей не всегда имеется позитивный взгляд на театральное искусство. Мотивация и движение к этой цели явно наметились.
Автор — генеральный директор — художественный руководитель Музыкального театра «Геликон-опера», народный артист РФ, член президентского Совета по культуре и искусству
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции