Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Временные ограничения на полеты ввели в аэропортах Казани, Нижнекамска и Ульяновска
Армия
Средства ПВО в течение ночи сбили 85 беспилотников над регионами России
Мир
Белый дом назвал условие для отмены Трампом санкций США против РФ
Мир
Байден продлил отсрочку депортации для 900 тыс. иммигрантов
Экономика
Россия стала вторым главным поставщиком газа в Испанию в 2024 году
Мир
Байден и Зеленский провели телефонный разговор
Происшествия
Беспилотники врезались в два многоквартирных дома в Тамбовской области
Общество
В Гидрометцентре спрогнозировали осадки и гололедицу в столице 11 января
Экономика
Названы округа Московской области с самыми недорогими новостройками
Мир
Мадуро после инаугурации провел встречу с председателем ГД Володиным
Мир
Bloomberg сообщило о расколе среди спецслужб США по «гаванскому синдрому»
Армия
ЗРК «Стрела-10М» в течение месяца уничтожил более 30 БПЛА ВСУ в Запорожской области
Экономика
В Госдуме напомнили об индексации социальных пенсий в апреле
Мир
В ходе атак Израиля в секторе Газа погибли более 20 палестинцев
Мир
Белый дом анонсировал прощальное обращение президента Байдена к американцам
Мир
Пожары в Калифорнии уничтожили по меньшей мере 12,3 тыс. строений
Мир
Байден назвал решение компании Meta избавиться от проверки фактов постыдным
Мир
Губернатор Калифорнии потребовал объяснить пустое водохранилище на фоне пожаров

Регулируемая стабильность

Экономист Никита Селиванов — о том, что будет с оптовыми ценами на бензин в 2019 году
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Уходящий год прошел под знаком кризиса на топливном рынке. Майский скачок цен на бензин на 5,6%, опередивший в 14 раз месячные темпы инфляции (0,4%), был отчетливо заметен не только специалистам Росстата, но и простым автовладельцам. Это вынудило правительство снизить с июня акцизы на бензин и дизель — на 3 тыс. и 2 тыс. рублей соответственно, взяв с нефтяных компаний обязательства по сдерживанию цен.

Экстренные меры позволили стабилизировать ситуацию во второй половине года. Если в период с января по июнь цены на бензин выросли на 9,4% в сравнении с декабрем 2017 года, то за следующие четыре месяца они, пусть незначительно, но снизились (на 0,1%, согласно данным Росстата). Помимо уменьшения акцизов, свою роль сыграло и решение ФАС обязать нефтяников увеличить поставки топлива на внутренний рынок, поспособствовавшее снижению экспорта.

По данным Центрального диспетчерского управления (ЦДУ) ТЭКа, за первые 10 месяцев 2018 года экспорт бензина в годовом выражении сократился на 2,1%, до 3,2 млн т, а экспорт дизеля — на 5,2%, до 34,2 млн т. В роли «кнута» для компаний выступило и принятие Думой законопроекта, предоставившего правительству право в случае скачка цен повысить пошлины на экспорт топлива с нынешних 30% до 90%.

В 2019 году на ценах способно сказаться увеличение акцизов. С января они будут повышены на 50% в сравнении с июньским уровнем — до 12 314 рублей и 8 541 рублей за тонну бензина и дизеля соответственно. Это следует из законопроекта о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли, минувшим летом одобренного Думой. Слишком долго удерживать льготные ставки правительство не могло, поскольку от поступлений по акцизам зависит устойчивость региональных дорожных фондов. Не допустить в этих в условиях нового скачка цен будет призван демпфирующий механизм — бюджетная субсидия, которая будет выплачиваться компаниям в том случае, если экспортная стоимость топлива будет превышать ее условную внутреннюю цену не более чем на 10%.

В распоряжении регуляторов будет оставаться и соглашение по сдерживанию оптовых цен, которое действует до конца марта. В нем зафиксирован потолок стоимости тонны Аи-92 на уровне в 53 501 рублей, превысить который компании в ближайшие 12 месяцев смогут не более чем на 6%. Индексация в 1,7% совпадет с предстоящим повышением НДС, а остальные 4,3% привязаны к официальному прогнозу по инфляции на 2019 год. Прирост оптовых цен на 6% вполне реалистичен, учитывая, что с июля по ноябрь, по оценке Минэнерго, они снизились на 0,8%.

Однако стабилизация цен в опте сама по себе вряд ли снизит риск их межрегионального разброса в рознице. По данным ЦДУ ТЭК, в ноябре стоимость отгрузки тонны Аи-92 с Московского, Ярославского и Рязанского нефтеперерабатывающих заводов была почти одинаковой — 48,5 тыс. рублей, 48,5 тыс. рублей и 48,991 тыс. рублей соответственно. Тогда как в Москве нижняя граница розничной стоимости литра Аи-92 (41,81 рубля) была на полтора рубля выше, чем в Ярославской области (40,39 рубля), и на два — чем в Рязанской (39,91 рубля).

Как и до соглашения о фиксации цен, компании варьируют конечную стоимость топлива в зависимости от платежеспособности потребителей. Причина тому — низкая конкуренция на региональных топливных рынках: по данным ФАС, в 2016 году семь крупнейших нефтяных компаний контролировали более 70% розничного рынка Аи-92 в 31 регионе из 43, где проводились оценка состояния конкуренции. При этом еще в 10 регионах их доля превышала 45% (более поздних подсчетов нет).

Частично решить эту проблему могло бы кратное увеличение норматива по поставкам бензина на биржу (с нынешних 10% от объемов производства до как минимум 30%) в обмен на ликвидацию экспортных ограничений. Такое решение, с одной стороны, усилит конкуренцию в сегменте сбыта, а с другой, не обернется дефицитом топлива, поскольку для его производителей экспорт пока играет второстепенную роль. В 2017 году, еще до того как были внедрены обязательства по поставкам на внутренний рынок, на долю экспорта приходилось лишь 10% выпуска бензина — 4,1 млн т из 39,2 млн т. Однако доступ к внешнему рынку в долгосрочной перспективе поможет компаниям поддержать рентабельность нефтепереработки, которая лишится косвенных субсидий после завершения налогового маневра. Поэтому нефтяники наверняка согласятся на подобный компромисс с регуляторами. А им будет проще администрировать поставку бензина на биржу, чем контролировать экспорт.

Да и в целом, повышение биржевого норматива облегчит задачу сдерживания цен, которая сейчас, де-факто, выполняется административными методами. Их использование, как правило, приносит лишь кратковременный эффект, в то время как долгосрочный результат может обеспечить лишь конкуренция. В том, удастся ли правительству увеличить конкуренцию в топливной рознице, и заключается главная интрига наступающего года.

Автор — директор по управлению активами инвесткомпании QBF

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир