Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

По прошествии многих лет я отчетливо понимаю, что художественный руководитель «Современника» Галина Борисовна Волчек — один из крупнейших в мире организаторов театрального дела. Можно долго спорить, какой она режиссер, соглашаться с ее подходами или нет, говорить, что она опоздала или опередила время, но никто не оспорит истину. Галина Борисовна, чье 85-летие мы сегодня отмечаем, — выдающийся, феноменальный деятель театра.

46 лет руководства. Только за это ее можно носить на руках. «Современник» без Галины Волчек я не представляю. Не знаю, как сформулировать, но боюсь, что без нее этого театра не будет. Как не стало без Эфроса Малой Бронной, без Товстоногова — БДТ. Она приняла этот театр, когда Олег Николаевич Ефремов ушел во МХАТ. Он оставил руины, развал. Увел с собой звезд — Евгения Евстигнеева, Михаила Козакова. Того «Современника», который гремел, Галине Борисовне не досталось. Его и близко не было. И Волчек решилась создавать всё сначала.

Будучи всего лишь 39-летней женщиной-режиссером с неким опытом постановок, она сообразила невероятное. В начале 1970-х, в тяжелейшие советские времена сумела привлечь в молодой театр ни больше ни меньше Анджея Вайду, великого польского режиссера. А затем пригласила из БДТ Георгия Александровича Товстоногова, который никогда до этого в Москве не ставил.

С одной стороны, она опиралась на лучшую мировую режиссуру, с другой — понимала, что без молодых театр не выживет. И пошла по театральным институтам. Смотрела дипломные спектакли и обнаружила в Щукинском училище студента Валерия Фокина, а в ГИТИСе — меня, дипломника, у которого только что закрыли спектакль в театре Советской Армии. Пригласила нас в «Современник». Мало того, сказала: «Ну-ка, идите по институтам, где хотите, ищите артистов». Так в «Современнике» появились Марина Неелова, Константин Райкин, Юрий Богатырев, Елена Коренева и другие.

Для меня Галина Борисовна всегда оставалась загадкой. Ее поступки были практически непредсказуемыми. В «Современнике» она определяла всё: репертуар, режиссуру, труппу, идеологию, технологию. Еще в старом здании театра на площади Маяковского Галина Борисовна выпустила спектакль «Свой остров», песни для него написал Владимир Высоцкий. Тогда нельзя было вслух произнести его имя, а она просто взяла и пригласила Владимира Семеновича. Там же на Маяковке Волчек поставила свой знаменитый спектакль «Восхождение на Фудзияму», открыв для театра имя Чингиза Айтматова. Пьесу он написал специально для «Современника». И таких открытий для зрителя и театра было очень-очень много.

Когда я появился в театре, еще не успев получить диплом, она поручила нам с Валерой Фокиным подготовить вечер к собственному 40-летию. Мы между собой говорили: «Ну зачем она отмечает эту дату? Все-таки 40 лет!» Но ее это не пугало. Так вот,  хочу заметить, сейчас, когда ей 85, она выглядит всё такой же молодой, модной, эмоционально наполненной и современной. И при этом она действующий театральный режиссер.

Сейчас Галина Борисовна восстанавливает свои старые спектакли. Я очень хорошо её понимаю. Хочется вернуть молодость, восстановить драматургию, на которой он состоялся. Она прожила такую жизнь в театре, что имеет право на всё. Да и потом — в театр еще ходят те, кто полюбил «Современник» с первых его дней, и для них это тоже возвращение в молодость.

При всех властях и президентах, при всех возможностях и невозможностях Галина Борисовна никогда не уволила из «Современника» ни одного артиста. Никогда не перекрывала возможности для эксперимента. Воспитала целую плеяду учеников и последователей. Она — может быть, единственная из московских главных режиссеров — никогда не учила режиссуре в театральных вузах. Тем не менее огромное количество ее учеников в театре — от Табакова до Фокина — стали главными режиссерами ведущих театров страны. И это поразительно.

Юбилей Галины Борисовны совпадает с новосельем. В 1975 году «Современник» с площади Маяковского переехал на Чистые Пруды. И вот теперь после большой и серьезной реконструкции в день рождения Галины Борисовны труппа вернется в здание на бульваре. Хочется пожелать имениннице здоровья и сил. А творчество и театр всегда с ней.

Автор — народный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции 

 

Прямой эфир

Загрузка...