Андрей Васильевич Мягков, чье 80-летие мы отмечаем в это воскресенье, в своей творческой жизни достиг такой невероятной популярности, которая и не снилась нынешним звездам. Как бы часто вас ни показывали по телевизору, как бы много ни писали о вас в прессе, вам не испытать той зрительской любви и поклонения, которая была у этого большого артиста. Причиной тому стал выход на экраны 1 января 1976 года комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!».
Я помню это время, когда все переставали заниматься своими делами и бежали смотреть телевизор. Города вымирали. Таких аналогий в современной истории кино вы не найдете. Такого не случалось со времен выхода на экраны «Семнадцати мгновений весны». Любовь к фильму не делилась на поколения, его смотрели все. И рабочие, и крестьяне, и интеллигенция. Рязанов нашел очень понятную и интересную форму со стихами Беллы Ахмадулиной, песнями Микаэла Таривердиева в исполнении Аллы Пугачевой, Татьяны и Сергея Никитиных.
После выхода «Иронии судьбы» на экраны в СССР был буквально бум популярности Андрея Мягкова. Мягков ведь создал образ первого интеллигента на большом экране. А это качество не сыграть, если ты им не обладаешь. Андрей Мягков — настоящий интеллигент. Во-первых, он родом из Ленинграда. Во-вторых, он пришел в актерскую профессию, окончив Ленинградский химико-технологический институт. И вот уже более 40 лет Андрей Васильевич служит в Художественном театре, куда пришел за Олегом Ефремовым из «Современника».
Вообще к Ефремову приходили люди с особыми убеждениями. Они шли не в театр, а именно к этому человеку. Для них Ефремов был учителем, ориентиром. Это время сейчас забыто. Его берутся анализировать, не пытаясь узнать, насколько серьезное влияние оказывал на все театральное пространство Ефремов. Когда был раздел МХАТа, Андрей Васильевич пошел за Олегом Николаевичем. Мягков был любимым артистом Ефремова и играл во многих его постановках — Треплева в «Чайке», Войницкого в «Дядя Ване», Лебедева в «Иванове», Кулыгина в «Трех сестрах», Репетилова в «Горе от ума»... Почему он сейчас не играет на сцене? Этого мы никогда не поймем. Это личное решение Андрея Васильевича.
Андрей Мягков — совершенно поразительный, уникальный педагог. Хотя его преподавательская карьера была не столь продолжительной — всего восемь лет. Он выпустил в Школе-студии МХАТ лишь два курса. На первом из них учились Саша Феклистов, Роман Козак, Яна Лисовская, Марина Брусникина, Полина Медведева, Володя Пинчевский и я. Нам повезло, он был у нас старшим преподавателем. Но уже следующий выпуск — 1986 года — стал его последним.
Театр в то время находился в удручающем состоянии. Всем было не до искусства, у студентов возникли сложности с распределением. Андрей Васильевич был шокирован, что он ничем не может помочь своим ученикам. Он посчитал, что вся вина лежит на нем. Хотя, повторяю, это было такое сложное время. Тогда он решил завершить свою педагогическую карьеру и больше не переступал порог Школы-студии ни разу. И сколько бы мы с Романом Козаком, который тоже был учеником Ефремова и моим однокурсником, ни звали его преподавать, он так и не соглашался. Не надо думать, что это — обида. Нет! Это — боль. Андрей Васильевич всегда был невероятно требовательным человеком. По отношению к себе, к профессии, к окружающим. Это очень редкое качество сегодня.
Самый важный человек в жизни Андрея Мягкова — его любимая Ася, Анастасия Валентиновна Вознесенская, также преподававшая на нашем курсе. Они познакомились, еще будучи студентами Школы-студии МХАТ, и с той поры не расставались. Хочется пожелать им крепкого здоровья. Они — замечательные люди. Мы с однокурсниками очень часто вспоминаем их. И даже когда они не отвечают на телефонные звонки, мы не обижаемся. Значит, им и вдвоем хорошо. Потому что они — единое целое.
Автор — режиссер, актер, заслуженный артист РФ, худрук театра «Практика»