Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Глава МЧС назвал работу по подготовке к паводку в Курганской области качественной
Мир
На Украине сообщили о взрывах в Херсоне и Сумской области
Общество
Экс-адвокат Ефремова Пашаев подтвердил службу на СВО с Блиновским
Мир
ЦАХАЛ сообщила о ликвидации командующего «береговым сектором» «Хезболлы»
Общество
Задержан подозреваемый в убийстве юмориста Геворкяна в Сочи
Общество
Массовая вакцинация от гепатита А начнется в Оренбурге в конце недели
Мир
AFP сообщило о приглашении РФ на празднование 80-летия высадки союзников в Нормандии
Происшествия
В Москве госпитализировали ребенка после посещения джакузи в фитнес-клубе
Общество
Минпросвещения отметило независимость школ во включении гольфа в уроки
Политика
В Госдуме оценили просьбу Шольца к Си Цзиньпину не помогать России
Армия
ВС РФ обеспечили безопасность ротации миссии МАГАТЭ на ЗАЭС
Мир
Санду назвала дату референдума о вступлении Молдавии в ЕС
Экономика
МВФ улучшил прогноз роста ВВП России до 3,2% в 2024 году
Мир
Постпред РФ заявил о решении МАГАТЭ отозвать специалистов с иранских объектов
Авто
Exeed анонсировала гибридный кроссовер EX с запасом хода 1,3 тыс. км
Мир
Международный аэропорт Дубая отменил 45 рейсов из-за ливней

Юпитер против быка

Обозреватель «Известий» Наталия Портякова — о том, почему в торговой войне Китая и США не стоит ждать перемирия
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В ближайшие дни вице-премьер КНР Лю Хэ, главный китайский переговорщик по торговым трениям с США, должен отправиться в Вашингтон. Его задача попытаться сбить накал страстей в торговой войне двух главных экономических держав мира. Этот визит планировался еще на сентябрь, но был отменен на фоне очередного витка конфликта Вашингтона и Пекина. Сдвинуть дело с мертвой точки позволил телефонный разговор в начале ноября между председателем КНР Си Цзиньпином и главой Белого дома Дональдом Трампом — первый публично обнародованный случай телефонного общения двух лидеров за последние полгода. Тогда они договорились обсудить спорные вопросы при личной встрече на полях саммита «большой двадцати» в конце месяца, что и стало поводом к предваряющей и своего рода «сверочной» поездке вице-премьера Лю в США.

Делают ли китайцы хорошую мину при плохой игре или на самом деле верят в лучшее, но тон заявлений из Пекина звучит в последние дни умеренно-оптимистично. Выступая на этой неделе в Сингапуре, премьер Госсовета КНР Ли Кэцян, например, выразил уверенность, что Китаю и США хватит мудрости, чтобы найти взаимоприемлемое решение. Китайская англоязычная газета Global Times, призванная доносить мнение Пекина до международной аудитории, вышла на этой неделе с колонкой под заголовком «В торговом споре Китая и США появились признаки потепления» (что в английском варианте звучит еще более жизнеутверждающе – ice-breaking). Нотку оптимизма Пекину добавляет и недавняя встреча Лю Хэ с экс-госсекретарем США Генри Киссинджером. Именно он был посредником при организации поворотной для истории двух стран встречи Ричарда Никсона с Мао Цзэдуном в 1972 году. И сейчас в Китае сочли, что участие этого человека сможет проложить путь к успеху и на встрече Трампа и Си.

Показательно даже то, что подавляющая часть китайских официальных лиц называет нынешнюю ситуацию в торговле с США трениями, а не войной.

В США между тем давно не стесняются в выражениях и не излучают даже толики оптимизма. Как заявил в последнем интервью The Washington Post вице-президент Майк Пенс, «если Китай не изменит свое поведение», то есть не осуществит масштабные реформы в экономической, военной и политической деятельности, его ждет тотальная холодная война с Соединенными Штатами и их партнерами. По сути, США открыто признают правомерность обвинений со стороны Китая в том, что торговая война для Вашингтона — лишь частность в общей стратегии по ослаблению позиций КНР в мире на всех направлениях.

Прошлому лидеру Китая Дэн Сяопину часто приписывают выражение «Китай должен скрывать свои возможности, ждать своего часа и всегда оставаться в тени (в международных делах)». Долгие десятилетия страна действительно жила в соответствии с этой мантрой, однако разбогатевший и окрепший Китай эпохи Си Цзиньпина стал вести себя куда более активно, уверенно и даже ассертивно. В США такой разрыв шаблона не приняли, став отвечать по принципу «что позволено Юпитеру, не позволено быку».

14 ноября Комиссия по обзору экономической и оборонной деятельности Китая, созданная Конгрессом США в 2000 году, обнародовала свой ежегодный доклад, где прямо признала: глобальный подъем КНР «несомненно ставит под угрозу национальную безопасность и экономические интересы Соединенных Штатов, их союзников и их партнеров».

Главное бельмо на глазу для американцев — масштабный торгово-логистический проект Пекина «Один пояс – Один путь». И если китайцы, говоря о проекте, во главу угла неизменно ставят экономические выгоды, который проект сулит всем его участникам, то американцы видят в нем исключительно попытку «укрепления энергетической безопасности, расширения военного потенциала Китая, продвижения его геополитического влияния и внедрения Пекина в самый центр мирового порядка». 

Той же цели — утвердиться самим, оспорив доминирование США, — по мысли американцев, служит углубление военного сотрудничества Пекина с Москвой, Тегераном и Исламабадом, активная экспансия КНР в Южно-Китайском море и в регионе, который США упорно именуют Индо-Тихоокеанским, а также приписываемые Китаю попытки обойти режим санкций против Северной Кореи. Даже еще не свершившийся, а только возможный переход в руки китайской госкомпании грузового терминала в Джибути (где военная база США соседствует с первой зарубежной военной базой Китая) стал причиной тревожного письма двух конгрессменов в адрес глав Госдепа и Пентагона.

Что это контекст значит для хода торговой войны двух держав? Только то, что никакого конца положить ей в ближайшей перспективе не получится. Даже если Дональд Трамп притормозит с очередными антикитайскими тарифами, повысить которые он грозился с 1 января, это даст сторонам лишь краткую передышку. Но не решит суть проблемы — твердого намерения США не допустить продвижение Китая к глобальному лидерству.

Автор — обозреватель «Известий»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир